Как проверяют закупки по 223-ФЗ на соответствие законодательству

Размер шрифта:

Контроль по 223-ФЗ осуществляют ФАС, прокуратура, отраслевые ведомства, исполнительные органы власти. Отдельно проверяют закупки у МСП. Проверке подлежат и планы закупок, и вносимые изменения.

Навигация

Что такое оценка соответствия

По правилам, аудиторская проверка по закупкам 223-ФЗ проводится крайне редко, а вот оценка соответствия проводится каждый раз при публикации плановых документов заказчика. Оценка соответствия — это аналитическая проверка уполномоченными органами документов заказчика на предмет их аналогичности и соразмерности требованиям действующего законодательства, которое предусматривает участие МСП в закупочных процедурах (п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ).

В статье 5.1 223-ФЗ указано, какие плановые документы подлежат оценке соответствия по 223-ФЗ:

  • проект плана закупок;
  • проект плана закупки инновационной, технологичной продукции и лекарственных средств;
  • проект изменений в ПЗ, если меняется годовой объем закупок среди СМСП или информация о закупках по перечню товаров, работ услуг, которые закупают у СМСП.

Регламент экспертизы по 223-ФЗ закреплен в Положении о проведении оценки соответствия, утв. Постановлением Правительства № 1169 от 29.10.2015.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как контролируют закупки по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

Как проверяют поставщиков

Сертификат системы «РДР», как и наличие записи о поставщике в Едином реестре с цифровым значением рейтинга, подтверждает соответствие субъекта предпринимательской деятельности и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупок. Использование сертификата соответствия СДС «РДР» подтверждает деловую репутацию, опыт и квалификацию поставщика, что позволяет исключить факт подписания контракта с поставщиком, не соответствующим требованиям, и минимизировать риски заключения контракта с поставщиком, имеющим сомнительную репутацию.

Благодаря столь тщательному подходу к проверке поставщиков, реестр содержит сведения исключительно о проверенных предпринимателях с отображением детальной информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности.

Поставщики при прохождении проверки на соответствие требованиям СДС «РДР» предоставляют сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами, их квалификации, опыте исполнения аналогичных работ, услуг или поставок товаров, обеспеченности материально-техническими ресурсами (имущество). Все эти сведения подтверждаются участником закупки документально (образование специалистов подтверждается дипломами, опыт выполнения работ (услуг, поставок) — копиями договоров и актов и т. д.) и проверяются экспертами на достоверность. Дополнительно информация, предоставленная поставщиками, проверяется посредством анализа федеральных и ведомственных ресурсов, содержащих сведения о субъектах предпринимательской деятельности (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, арбитражный суд, ФССП, ФСГС, ЕИСВСЗ, ФНС, РОССТАТ, государственные закупки и т. д.), что позволяет не только проверить соответствие, но и дополнить недостающими сведениями для последующего расчета рейтинга и отображения информации в агрегированном виде в карточке члена реестра.

Благодаря столь тщательному подходу к проверке поставщиков, реестр содержит сведения исключительно о проверенных предпринимателях с отображением детальной информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности.

Дополнительно отметим тот факт, что все сведения в реестре имеют актуальность именно на дату проверки контрагента, а не на момент внесения сведений о нем. Изменение данных происходит автоматически при переходе в карточку поставщика, вследствие чего происходит перерасчет значения рейтинга, и заинтересованные лица получают актуальную информацию на день запроса.

Также отметим, что предоставление сведений в полном объеме доступно для любых заинтересованных лиц без регистрации и взимания дополнительной платы. Для заказчиков в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ реализован функционал ЛК, позволяющий производить отбор и выгрузку сведений по широкому ряду критериев на безвозмездной основе.

Порядок проведения оценки соответствия

По нормам ПП РФ № 1169, мониторинг соответствия утвержденных планов закупки 223 закона проводится в отношении организаций-заказчиков, которые включены в список по решению правительства. В перечень входят:

  • государственные корпорации и компании;
  • заказчики, на которых распространено действие ПП РФ № 1352;
  • естественные монополии;
  • федеральные государственные унитарные предприятия (п. 6 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ);
  • федеральные автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, и проч.

Полный перечень конкретных организаций, подлежащих проверке, представлен в п. 3 ПП РФ № 1169.

ВАЖНО!
Контроль и проверки соблюдения заказчиками норм закона № 223-ФЗ и подзаконных актов осуществляют ФАС, прокуратура, вышестоящие органы, корпорация МСП. В 2022 году в порядок проведения мониторинга в рамках закона № 223 внесли изменения (ПП РФ № 716 от 21.04.2022). Теперь региональные автономные учреждения проверяют, только если общая стоимость заключенных договоров по результатам закупок за прошлый календарный год превышает 250 млн рублей, а сроки проведения мониторинга изменили.

Критерии для проверки заказчиков (п. 2 ПП РФ № 1169):

  • общая стоимость договоров заказчика федерального уровня по результатам закупок ТРУ за предшествующий год — свыше 1 млрд рублей;
  • общая стоимость договоров региональных автономных учреждений по результатам закупок ТРУ за предшествующий год превышает 250 млн рублей;
  • годовой объем выручки заказчика от реализации, в соответствии с годовой бухгалтерской отчетностью за предшествующий год, и величина активов организации — свыше 500 млн рублей.

Оценку соответствия предварительно размещенных в ЕИС проектов планов закупок и изменений к ним проводят АО «Федеральная корпорация по развитию МСП» либо уполномоченные органы исполнительной власти на субъектном уровне. Документы оценивают при помощи функционала ЕИС. Сроки таковы:

  • 5 рабочих дней со дня уведомления о размещении в ЕИС планов закупки;
  • 3 рабочих дня со дня уведомления о размещении в ЕИС изменений ПЗ;
  • 10 рабочих дней со дня уведомления о размещении в ЕИС годовых отчетов для первичной проверки;
  • 5 рабочих дней со дня уведомления о размещении в ЕИС годовых отчетов для повторной проверки.

Уполномоченные организации проверяют плановую документацию путем сопоставления показателей ПЗ на предмет соответствия следующим сведениям:

  • годовой объем заказов у МСП (п. 5.1 ПП РФ № 1352 от 11.12.2014);
  • годовой объем приобретаемой инновационной и высокотехнологичной продукции у МСП (п. 1 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ);
  • перечень ТРУ, приобретаемых у МСП, который утвержден организацией-заказчиком.

По факту прохождения оценки уполномоченные органы или корпорация выдают заключение о результатах пройденной проверки.

Заключение о соответствии проекта ПЗ и проекта изменений

Это положительный акт проверок по 223-ФЗ в 2023 году: его выдают, если ПЗ соответствует требованиям о заказах у представителей малого бизнеса.

Заключение о несоответствии

Что делать, если получено заключение о несоответствии

По итогам контроля в течение 5 рабочих дней заказчик получает уведомление о соответствии или несоответствии требованиям по заказам у СМП. Заказчикам отводится определенный срок устранения несоответствий в плане закупки после получения уведомления о несоответствии 223-ФЗ:

  • если согласны с выводами контролеров, исправьте несоответствия в срок, который прописан в положении о закупке, но не дольше 10 рабочих дней, и повторно опубликуйте проект;
  • если не согласны с решением контролирующих органов, разместите в ЕИС протокол разногласий в течение 3 рабочих дней (п. 13 ПП РФ № 1169).

Контролеры рассматривают протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и выносят свое решение в отношении данного документа — согласие или несогласие с позицией заказчика.

Если выявленные нарушения не устранены и в ЕИС не размещена исправленная плановая документация, контролирующий орган вправе обратиться в ФАС для приостановки реализации плана (п. 17 ПП РФ № 1169). При получении отрицательного заключения заказчик утверждает программу ПЗ для проведения оценки соответствия и в течение 15 рабочих дней публикует в ЕИС перечень ТРУ, выбранных заказчиком для приостановки реализации плана закупки ТРУ.

Как подготовиться к оценке

Чтобы успешно пройти оценку соответствия проектов ПЗ и изменений, заказчику при разработке плановой документации необходимо строго придерживаться действующего законодательства в части соблюдения требований о годовом объеме закупок у МСП.

Также проверяемая организация-заказчик должна разместить в ЕИС утвержденный перечень ТРУ, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При разработке проекта ПЗ или программы изменений заказчику надлежит сверить раздел закупок у МСП с ранее опубликованным перечнем.

Как проверяют поставщиков

Потенциальных и действующих поставщиков тоже проверяют — на добросовестность, квалификацию, опыт работ. Вся необходимая информация есть в карточке рейтинга по 223-ФЗ для ИП и организаций из системы «РДР». РДР — это реестр деловой репутации предпринимателей и юрлиц, которые поставляют товары, работы, услуги, являющиеся предметом торгов. Выписка из РДР подтверждает деловую репутацию, обеспеченность трудовыми ресурсами, квалификацию и опыт исполнения аналогичных поставок, обеспеченность материально-технической базой.

Выписку из реестра сможет сделать каждый заказчик, причем абсолютно бесплатно. Вот где взять карточку рейтинга по 223-ФЗ:

  1. Перейти на официальный сайт РДР.
  2. Найти Единый реестр поставщиков.
  3. Набрать название, ИНН или ОГРН поставщика и запустить поиск.

В результате отобразится специальная карточка — сертификат. В ней и указан индекс РДР, то есть рейтинг деловой репутации. Зарегистрированные пользователи смогут загрузить карточку в личный кабинет и скачать в удобном формате.

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.