Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Как действовать работодателю во время карантина по коронавирусу

Размер шрифта:

Как оформляется карантин по коронавирусу на работе: 

  • принимается решение и издается приказ о переводе части сотрудников (или всех) на удаленку или о приостановке деятельности организации;
  • карантинный больничный лист для «контактных» оплачивается общим порядком.

На практике действия руководства зависят от эпидемической обстановки в конкретный момент, а также от указов и распоряжений региональных властей.

Навигация

В 2022 году нас с ходу накрыла новая волна COVID-19, как говорят специалисты, заразнее всех предыдущих вместе взятых. Ситуация меняется настолько быстро, что предсказать ее развитие невозможно, а удивляться уже нечему. Попробуем систематизировать то, что успели узнать за два года пандемии.

Карантин на предприятии при выявлении коронавируса: что это такое

За прошедшие два года мы привыкли к понятиям «удаленка», «дистант», «самоизоляция» и уяснили, что к «карантинным мероприятиям» это имеет косвенное отношение. Они (подобные мероприятия) вводятся в стране, регионе или отдельном населенном пункте решением властей по предписаниям Роспотребнадзора на основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Никакой работодатель ввести карантин не вправе. Но сути это не меняет, организовывать работу в условиях большой заболеваемости руководителям учреждений и предприятий приходится, а поэтому и термин используется — так проще, быстрее и понятнее.

Коронавирус-2022: как с ним жить и работать

Общие рекомендации для работодателей по профилактике инфекции, разработанные Роспотребнадзором еще в 2020 году, актуальны до сих пор:

  • разделить рабочие потоки по сменам, кабинетам, этажам, входам и выходам для создания социальной дистанции;
  • контролировать самочувствие сотрудников, в том числе измерять температуру в начале и в течение рабочего дня; при какой температуре не пускают на работу в связи с коронавирусом (как с любым ОРВИ), все и так знают — 37 °С и выше;
  • ограничить участие сотрудников в корпоративных и иных массовых мероприятиях;
  • контролировать обращение за медицинской помощью и соблюдение самоизоляции заболевшими и «контактными»;
  • организовать обработку рук и рабочих поверхностей антисептическими средствами и т. д.

По всем противоэпидемическим мерам необходимо назначить ответственных.

Это уже знакомые меры. А теперь новости.

С появлением штамма «омикрон» и резким ростом числа заболевших в большинстве регионов руководителям предприятий и организаций вновь рекомендовано перевести на удаленку минимум 30% сотрудников. Единых для всех указаний, в каком случае предприятие закрывают на карантин в связи с коронавирусом, нет. Но это не значит, что они не появятся уже завтра или не случится очередной общий локдаун. А пока везде по-разному: классы школ отправляют по домам, даже если есть один заболевший, а на производствах работают в буквальном смысле «до последнего».

Что касается самоизоляции для тех, кто контактировал с заболевшими коллегами, то они либо переводятся на удаленку, либо оформляют «карантинный» больничный с кодом 03. Это общее правило. Как происходит на практике, зависит от региона и даже от конкретной организации.

ВАЖНО!
Последнее решение правительства о том, что изоляция для контактировавших сокращается с двух до одной недели (и больничный соответственно) у медиков вызвало неоднозначную реакцию. Они опасаются, что это подхлестнет волну заражений. И это не первый случай, когда чиновники и врачи расходятся во мнениях на противоэпидемические меры. Хорошо хоть о том, какая температура является повышенной для отстранения от работы, Роспотребнадзор и Минздрав пока не спорят.

Несколько практических рекомендаций

1. В случае перевода сотрудников (части или всех сразу) на удаленную работу зарплата сохраняется. Как конкретно организуется этот процесс, каждый руководитель решает сам: как работают кадровики в период коронавируса, вводится ли контроль рабочего времени, оформляется удаленка приказом, дополнениями к трудовым договорам или просто на словах — никаких специальных норм на это нет.

2. Не забывайте о необходимости полной и доступной информации. Не только приказов под подпись, но и регулярных напоминаний о необходимости соблюдать социальную дистанцию, обрабатывать руки и поверхности антисептиками и не ходить на службу с признаками болезни. Например, объявление для сотрудников с признаками ОРВИ, что не допускаются к работе, обязано быть на входе всегда, хотя бы самое простое.

3. Если нормальная работа учреждения (например, прием посетителей) из-за противоэпидемических мер невозможна, информация об этом необходима и на сайте (если есть), и в бумажном виде на входе. И то, и другое объявление о карантине в организации должно содержать даты начала и окончания особого режима. Если время выхода неясно — «до специального распоряжения».

4. Еще раз: если оформлен трудовой договор, организация или индивидуальный предприниматель платят взносы в ФСС, «карантинный» больничный для контактировавших оплачивается, как и всякий другой.

5. Порядок того, как проинформировать Роспотребнадзор о начале деятельности после карантина по коронавирусу, в каждом регионе свой. В любом случае, уведомление содержит дату — когда организация вновь приступает к работе, полные реквизиты компании или ИП, количество штатных и привлекаемых работников и т. д. Более полную информацию содержат электронные сервисы Роспотребнадзора в субъектах РФ.

Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Комментарии
  • 2022-01-27 09:05:51
    А что делать сотруднику на карантине, если на работу вызывают во время коронавируса, да еще и угрожают увольнением? И с такой ситуацией сталкивались многие. Помните, что крупный штраф в этом случае грозит не только руководству, но и вам, тем более что ни один начальник в здравом уме приказом со своей подписью сотрудника вызывать не станет, так что вроде как и сами вышли. Здесь совет только один: пытаться договориться, в крайнем случае, жаловаться в Роспотребнадзор или Роструд.
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Работа: ответы по темам
1 вопрос
17 октября 2024
Возможно ли по закону оформить 60-часовую рабочую неделю

Разбираемся, как правильно оформить работника на 60-часовую рабочую неделю в соответствии с законодательством?

1 вопрос
177
5 вопросов
10 сентября 2024
Как правильно учитывать рабочее время при сокращении обеда и рабочего дня в пятницу?

Наше руководство решило сократить обед до 48 минут и уменьшить рабочий день в пятницу на один час. Это вызвало вопросы по учету рабочего времени. Как теперь правильно заполнять табель учета рабочего времени? Ставить ли в нем 8 часов работы или учитывать фактические изменения?

5 вопросов
1671
5 вопросов
15 августа 2024
Как правильно оформить трудовой договор с 10-часовым рабочим днем и 40-часовой рабочей неделей?

Я хочу узнать, можно ли в трудовом договоре указать 40-часовую рабочую неделю с тремя выходными днями, предоставляемыми по скользящему графику, и рабочий день с 10 до 20 часов с часовым перерывом на обед. Меня интересует, соответствует ли такое оформление законодательству, и какие могут быть подводные камни при таком графике работы.

5 вопросов
3130
7 вопросов
5 августа 2024
Как правильно оформить график работы 4 через 2 и установить оклад в трудовом договоре

Я столкнулся с необходимостью оформить график работы сотрудников, предполагающий четыре рабочих дня, за которыми следуют два выходных. Хочу понять, можно ли установить оклад при таком графике и как правильно оформить это в трудовом договоре, учитывая, что работники могут работать в праздничные и выходные дни. Особенно важно узнать, как регулировать оплату труда в праздничные дни и нужно ли применять суммированный учет рабочего времени.

7 вопросов
4159
9 вопросов
22 июля 2024
Как организовать работу при сменном графике

Изучаем вопросы организации работы в три смены. Обсуждаем длительность смен, оклады, суммированный учет рабочего времени и другие аспекты.

9 вопросов
3114
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте