Как оформляется карантин по коронавирусу на работе:
- принимается решение и издается приказ о переводе части сотрудников (или всех) на удаленку или о приостановке деятельности организации;
- карантинный больничный лист для «контактных» оплачивается общим порядком.
На практике действия руководства зависят от эпидемической обстановки в конкретный момент, а также от указов и распоряжений региональных властей.
Навигация
В 2022 году нас с ходу накрыла новая волна COVID-19, как говорят специалисты, заразнее всех предыдущих вместе взятых. Ситуация меняется настолько быстро, что предсказать ее развитие невозможно, а удивляться уже нечему. Попробуем систематизировать то, что успели узнать за два года пандемии.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие обязательные меры профилактики работодатели обязаны предпринять в связи с неблагоприятной эпидситуацией. Используйте эти инструкции бесплатно.
Карантин на предприятии при выявлении коронавируса: что это такое
За прошедшие два года мы привыкли к понятиям «удаленка», «дистант», «самоизоляция» и уяснили, что к «карантинным мероприятиям» это имеет косвенное отношение. Они (подобные мероприятия) вводятся в стране, регионе или отдельном населенном пункте решением властей по предписаниям Роспотребнадзора на основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Никакой работодатель ввести карантин не вправе. Но сути это не меняет, организовывать работу в условиях большой заболеваемости руководителям учреждений и предприятий приходится, а поэтому и термин используется — так проще, быстрее и понятнее.
Коронавирус-2022: как с ним жить и работать
Общие рекомендации для работодателей по профилактике инфекции, разработанные Роспотребнадзором еще в 2020 году, актуальны до сих пор:
- разделить рабочие потоки по сменам, кабинетам, этажам, входам и выходам для создания социальной дистанции;
- контролировать самочувствие сотрудников, в том числе измерять температуру в начале и в течение рабочего дня; при какой температуре не пускают на работу в связи с коронавирусом (как с любым ОРВИ), все и так знают — 37 °С и выше;
- ограничить участие сотрудников в корпоративных и иных массовых мероприятиях;
- контролировать обращение за медицинской помощью и соблюдение самоизоляции заболевшими и «контактными»;
- организовать обработку рук и рабочих поверхностей антисептическими средствами и т. д.
По всем противоэпидемическим мерам необходимо назначить ответственных.
Это уже знакомые меры. А теперь новости.
С появлением штамма «омикрон» и резким ростом числа заболевших в большинстве регионов руководителям предприятий и организаций вновь рекомендовано перевести на удаленку минимум 30% сотрудников. Единых для всех указаний, в каком случае предприятие закрывают на карантин в связи с коронавирусом, нет. Но это не значит, что они не появятся уже завтра или не случится очередной общий локдаун. А пока везде по-разному: классы школ отправляют по домам, даже если есть один заболевший, а на производствах работают в буквальном смысле «до последнего».
Что касается самоизоляции для тех, кто контактировал с заболевшими коллегами, то они либо переводятся на удаленку, либо оформляют «карантинный» больничный с кодом 03. Это общее правило. Как происходит на практике, зависит от региона и даже от конкретной организации.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19). Используйте эти инструкции бесплатно.
Несколько практических рекомендаций
1. В случае перевода сотрудников (части или всех сразу) на удаленную работу зарплата сохраняется. Как конкретно организуется этот процесс, каждый руководитель решает сам: как работают кадровики в период коронавируса, вводится ли контроль рабочего времени, оформляется удаленка приказом, дополнениями к трудовым договорам или просто на словах — никаких специальных норм на это нет.
2. Не забывайте о необходимости полной и доступной информации. Не только приказов под подпись, но и регулярных напоминаний о необходимости соблюдать социальную дистанцию, обрабатывать руки и поверхности антисептиками и не ходить на службу с признаками болезни. Например, объявление для сотрудников с признаками ОРВИ, что не допускаются к работе, обязано быть на входе всегда, хотя бы самое простое.
3. Если нормальная работа учреждения (например, прием посетителей) из-за противоэпидемических мер невозможна, информация об этом необходима и на сайте (если есть), и в бумажном виде на входе. И то, и другое объявление о карантине в организации должно содержать даты начала и окончания особого режима. Если время выхода неясно — «до специального распоряжения».
4. Еще раз: если оформлен трудовой договор, организация или индивидуальный предприниматель платят взносы в ФСС, «карантинный» больничный для контактировавших оплачивается, как и всякий другой.
5. Порядок того, как проинформировать Роспотребнадзор о начале деятельности после карантина по коронавирусу, в каждом регионе свой. В любом случае, уведомление содержит дату — когда организация вновь приступает к работе, полные реквизиты компании или ИП, количество штатных и привлекаемых работников и т. д. Более полную информацию содержат электронные сервисы Роспотребнадзора в субъектах РФ.