Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Порядок проведения аудиторской проверки

Размер шрифта:

Большинство конфликтов между участниками (акционерами) хозяйственных обществ и руководством этих структур связано с показателями бизнес-процессов: то размер дивидендов слишком мал, то расходы кому-то кажутся раздутыми, то еще какая-то проблема. Как узнать истинную картину дел от незаинтересованного лица? Поможет ли в этом аудиторская проверка?

Навигация

Что такое аудиторская проверка

На законодательном уровне вопросы аудита регулируются Фед. законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами (НПА). Формулировка ч. 3 ст. 1 закона № 307-ФЗ описывает аудиторскую проверку как автономную оценку бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого лица для формирования квалифицированного мнения о ее достоверности.

Причем под автономностью (независимостью) аудитора закон подразумевает отсутствие у него аффилированности в виде имущественной, родственной или иной зависимости от проверяемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных лиц, упомянутых законодательством (ст. 8 закона № 307-ФЗ).

Законодательные требования к специалистам, участвующим в проверке, вполне конкретны: они должны иметь квалификационный аттестат и являться членами саморегулируемой организации аудиторов (ст. 3, ст. 4 закона № 307-ФЗ). Результатом их работы должна стать совокупная оценка финансово-хозяйственной деятельности обследуемого лица, в т. ч. анализ законности осуществляемых операций, рассмотрение порядка формирования отчетности и достоверности содержащихся в ней данных.

Советуем прочитать: что такое аудит и для чего он нужен

Типы аудиторских проверок

В зависимости от целей и задач проведения, проверки могут осуществляться:

  • в добровольном порядке;
  • в обязательном порядке.

Как правило, добровольный (инициативный) аудит может быть проведен на основании решения собственников или исполнительного органа общества с привлечением аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Обязательный порядок предусмотрен ст. 5 закона № 307-ФЗ для следующих объектов контроля:

  • отдельных аудируемых лиц — в случаях, установленных федеральным законодательством и иными НПА;
  • общественно значимых организаций;
  • эмитентов и иных участников рынка ценных бумаг;
  • фондов (за некоторыми исключениями);
  • акционерных обществ (АО), акции которых находятся в собственности России, ее субъекта и (или) муниципального образования.

Обязательная проверка предусмотрена также для организаций (за некоторыми исключениями), которые соответствуют одному из следующих критериев:

  • доход от бизнеса за предыдущий год превышает 800 млн руб.;
  • размер активов по состоянию на конец прошлого года больше 400 млн руб.
ВАЖНО!
Обязательная проверка проводится ежегодно и только аудиторскими организациями (ч. 2 и ч. 3 ст. 5 закона № 307-ФЗ).
Подробнее: об обязательных аудиторских проверках

Кроме вышеперечисленных типов, аудит может подразделяться на внешний и внутренний, а в зависимости от направлений контроля — на финансовый, налоговый, управленческий и т. п.

Зачем проводят аудиторскую проверку

Причины для проведения проверки могут быть самые разные. Например, для добровольного (инициативного) аудита основанием может послужить соответствующее решение участников общества в случаях:

  • необходимости оценки показателей отчетности перед получением крупного банковского кредита;
  • подтверждения финансовой устойчивости при привлечении инвесторов в проект;
  • проверки достоверности учета при смене главного бухгалтера (финдиректора);
  • по другим основаниям.

Отдельным поводом для проведения такой проверки может стать реализация прав участников (акционеров) хозяйственных обществ, предусмотренная гражданским законодательством (в частности, ГК РФ). Ст. 67.1 ГК РФ оговорено, что причиной проверки может стать требование любого из участников ООО (общества с ограниченной ответственностью) либо требование акционеров АО, размер общей доли которых в уставном капитале — 10% и более.

Причины для прохождения процедуры обязательного аудита содержатся в законе № 307-ФЗ и в иных НМА, прямо в нем не поименованных. Главная цель таких мероприятий продиктована, по большей части, фискальными интересами государства, связанными с борьбой с искажением данных в отчетности в целях уменьшения налогообложения, нецелевым расходованием денежных средств, хищениями и прочими правонарушениями.

Кто обязан проходить аудиторскую проверку

Перечень категорий предприятий и лиц, которым законодательство вменяет обязательное прохождение аудита, составляется Минфином РФ на основании требований закона № 307-ФЗ. В частности, подобный перечень опубликован на его интернет-портале (рубрика «Аудиторская деятельность» — «Общая информация» — «Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов»). Для наглядности представим небольшую выдержку (извлечение) из этого перечня:

№№ п/п Организации, проведение аудита для которых обязательно Проведение обязательного аудита установлено Вид отчетности, подлежащей аудиту Кто вправе проводить аудит
1 Кредитная организация Фед. закон от 02.12.1990 № 395-1, ст. 42
Фед. закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ, ст. 5, ч. 1

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 01.01.2011
11 Негосударственный пенсионный фонд Фед. закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ, ст. 22
Фед. закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ, ст. 5, ч. 1

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

Порядок проведения аудиторской проверки

В текущих условиях проведение такого контрольного мероприятия возможно на основе международных стандартов аудита (МСА), утв. Приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н. Кроме МСА, в стране применяются некоторые НПА МФБ (Международной федерации бухгалтеров), а в дополнение к перечисленному — справочные и методические материалы, публикуемые Минфином РФ для оказания помощи аудиторам, в т. ч.:

  • отчетность по аудиторской деятельности;
  • формы аудиторских заключений;
  • актуальные комментарии к правоприменительной практике.

Нужно отметить, что особую значимость при формировании структуры проведения проверки имеет МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита», в котором перечислены важнейшие критерии ее осуществления.

Тем не менее, основываясь на ч. 2 ст. 7 закона № 307-ФЗ, каждая саморегулируемая аудиторская организация может устанавливать собственные дополнительные правила их проведения, но при условии непротиворечия действующим стандартам.

Планирование аудиторской проверки

Планирование аудита финансовой отчетности регулируется одноименным МСА 300, который рекомендован к применению вместе с упомянутым выше МСА 200. Одним из требований МСА 300 предусмотрена первоначальная разработка стратегии аудита, охватывающая его направленность и сроки проведения. В дальнейшем она становится основой для создания плана аудита.

План аудита должен отражать характер и существо предполагаемых действий, сроки их проведения и иные критерии, в т. ч.:

  • оценку рисков на основе МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»;
  • включение дополнительных мероприятий согласно регламенту МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»;
  • осуществление прочих запланированных действий, необходимых к выполнению.
Подробнее: как составить план аудиторской проверки

При планировании также необходимо учитывать затраты на руководство и контроль над членами аудиторской группы, а также время, необходимое на итоговый анализ их работы.

Что проверяют в ходе аудиторской проверки

Согласно п. 3 МСА 200, аудит проводится с целью роста уверенности вероятных пользователей отчетных данных. Для этого аудитором формулируется квалифицированное мнение о том, составлена ли финансовая отчетность надлежащим образом.

Состав форм проверяемой отчетности зависит от целей проверки, требований, предъявляемых к консолидированным данным, и может включать в себя:

  • баланс;
  • отчет о прибылях и убытках или отчет о результатах деятельности;
  • отчет о нераспределенной прибыли;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет об активах и обязательствах, не включающий собственный капитал;
  • отчет об изменениях в собственном капитале;
  • отчет о выручке и расходах;
  • отчет о результатах деятельности по видам продукции.

Заключение по результатам аудиторской проверки

Часть 1 ст. 6 закона № 307-ФЗ трактует аудиторское заключение как официальный документ, созданный для пользователей финансовой отчетности обследуемых лиц, включающий мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о ее достоверности.

Подробнее: как составляется аудиторское заключение

Принципы формирования такого документа и процедура его утверждения определяются МСА. Для адаптации этих стандартов к условиям нашей страны Минфином РФ предложен «Сборник примерных форм заключений и отчетов, составленных в соответствии с МСА (версия 6/2021)». Например, немодифицированное заключение, выданное по итогам проверки годовой отчетности коммерческого предприятия, может выглядеть подобным образом:

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Результаты проведения аудиторской проверки

Итоги контрольного мероприятия оформляются в соответствии с условиями п. 6 МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» и обязаны содержать:

  • сформированное мнение о финансовой отчетности в соответствии с выводами, сделанными, исходя из выявленных аудиторских доказательств;
  • представление этого мнения заинтересованным лицам в виде письменного заключения.
Эсаат Ф. Самединов Эксперт-консультант

С 1991 года – бессменный руководитель ООО «Фирма «ТОТ», одной из старейших консалтинговых компаний страны (учет, налогообложение, страхование, работа с персоналом и др.). С сентября 2022 года зарегистрирован в качестве налогоплательщика НПД.

Комментарии
  • 2023-11-15 06:54:33
    Особенности проведения аудита в госсекторе доведены письмом Минфина России от 13.09.2023 № 02-10-08/1/88746 «О направлении Методических рекомендаций по составлению и утверждению плана проведения аудиторских мероприятий и принятию решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий».
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте