Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Как составляется аудиторское заключение

Размер шрифта:

Аудиторское заключение — не только неотъемлемое приложение к отчетности для ряда компаний. Оно часто используется в качестве доказательства для контролирующих органов и в судах. Рассказываем, каким бывает этот документ, как составляется и что обязательно должен содержать. 

Навигация

Что такое заключение аудитора и зачем оно нужно

Проверка независимым специалистом проводится, чтобы получить объективное мнение по финансовой и бухгалтерской отчетности. По результатам такой работы составляется специальный материал с выводами. В нем выражается мнение эксперта о достоверности или недостоверности отчетности и о правильности ее составления.

Основные документы, проверяемые аудиторами:

  • форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
  • форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
  • приложения к формам № 1, 2;
  • пояснительная записка.

Из норм законов следует, что аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для определения правильности составления бухгалтерской и финансовой отчетности юридического лица.

Причин для подготовки такой бумаги две:

  • обязательные требования законодательства;
  • инициатива руководства компании для проверки своей бухгалтерии и финансового отдела.

Виды результатов исследования

Мнения проверяющих подразделяются на безоговорочно положительные аудиторские заключения и модифицированные.

Первое из них характеризуется тем, что аудитор полностью подтверждает достоверность отчетности проверяемой организации. Давать или не давать положительное мнение — это выбор самого эксперта. Если существуют сомнения или разногласия, оно не подписывается проверяющим.

Модифицированная экспертиза выдается, если возникли обстоятельства, влияющие на выводы ревизора и приводящие к отрицательному выводу или к отказу от выводов. Нельзя считать, что это обязательно отрицательное аудиторское заключение, так как такая ситуация может возникнуть еще по спорным или противоречивым данным. Такой же документ подписывается, если имеют место факты, не влияющие на мнение проверяющего, но они указываются в его описательной части для акцентирования внимание на наличие нюансов, недоработок и иных подобных обстоятельств.

Можно привести такой пример аудиторского заключения с оговоркой: «Невозможно ознакомиться с важными доказательствами в отношении некоторых частей отчетности».

Структура заключения

Существуют нормативные акты, согласно которым должна составляться форма аудиторского заключения, подготовленного в ходе анализа.

Главный закон, определяющий порядок составления результатов исследования, — статья 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

ВАЖНО!
Начиная с 2018 года, выводы аудитора должны соответствовать Международным стандартам аудита, но только в той части, которая не противоречит закону.

Обязательно включение в финальный текст следующих элементов:

  • наименование;
  • кому адресовано (как правило, это руководство компании);
  • информация о лице, проводившем проверку;
  • сведения о компании, которую проверяли;
  • вводная часть;
  • описание всех мероприятий;
  • описание взгляда специалиста;
  • дата составления;
  • подпись.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Особенности оформления заключения

В вводной части документ содержит информацию о периоде просмотренных материалов; о составе исследованной отчетности, других существенных сведениях и определяет степень ответственности проверяющих лиц и проверяемой компании.

Такая ответственность обычно распределяется следующим образом: за подготовку и подписание финансовой отчетности несет ответственность руководство аудируемого лица. В то же время за правильность оценки отчетности несет ответственность сам аудитор.

Часть, которая описывает проверочные мероприятия, должна содержать следующие данные:

  • нормы, в соответствии с которыми проведено исследование, включая локальные, внутренние акты;
  • цель осуществления аудита;
  • перечисление данных, изученных аудитором, и примененных им методов;
  • степень достаточности предоставленных для проверки материалов.

Дата заключения аудиторской проверки проставляется в зависимости от дня, когда анализ закончен. Эта дата важна, учитывая, что ответственность подписанта распространяется на документы, составленные до даты окончания ревизии.

Выводы подписывают руководитель организации, где работает специалист, и руководитель аудиторской диагностики. Вместе с подписями указываются и реквизиты документов, свидетельствующих о квалификации аудиторов.

В целом аудит не обязательно является причиной для разногласий между руководством компании и бухгалтерией. Нередки случаи, когда и сами бухгалтеры хотели бы проверить данные, составленные самостоятельно, или данные своих коллег (подчиненных).

Это помогает избежать штрафов, дополнительных налогов и внеплановых проверок. Важно учитывать требования к аудиторскому заключению и проверять составленные ревизорами документы.

Кроме этого, инициативный аудит способствует формированию грамотного и прозрачного учета и усилению конкурентоспособности перед контрагентами и инвесторами.

Романова Любовь Юрьевна Юрист. Специалист по юридической безопасности бизнеса

Комментарии
  • 2022-09-22 08:18:06
    При аудите бухгалтерской отчетности пристальное внимание аудитор должен обратить на то, в какой степени проверяемая отчетность позволяет руководству компании делать правильные выводы о финансовом положении организации и его изменениях, результатах ее деятельности, а также принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Иными словами, аудитору следует установить, обеспечивают ли принятые формы предоставление в отчетности объективной и полезной информации.
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Отчетность: ответы по темам
1 вопрос
22 июля 2024
Налоговая отказала в приеме отчетности, что делать

Обсуждаем проблемы в коммуникации с налоговой и что с этим делать.

1 вопрос
215
3 вопроса
8 мая 2024
Как исправить отсутствие отчества сотрудника в базе 1С ЗУП и влияет ли это на сданные ранее отчеты?

В базе данных 1С ЗУП одного из сотрудников не указано отчество, хотя в его паспорте оно присутствует. Все отчеты по этому сотруднику ранее сдавались без указания отчества. Интересует, нужно ли сейчас вносить исправления, добавляя отчество, и как это повлияет на уже сданные отчеты. Возможны ли штрафы за такие исправления?

3 вопроса
147
4 вопроса
14 апреля 2024
Как изменение адреса регистрации влияет на обязанности ИП по сдаче налоговой отчетности по системам УСН и ПСН?

Как индивидуальный предприниматель, я переехал из провинции в Москву, но мой бизнес остался на прежнем месте и продолжает функционировать там. Я использую системы УСН и ПСН, по которым обязан предоставлять налоговую отчетность. Меня интересует, как теперь мне следует сдавать налоговые декларации, особенно учитывая, что мой доход формируется только в рамках ПСН, а по УСН я сдаю нулевые отчеты.

4 вопроса
18
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте