Когда электронные документы от имени организации подписывает не руководитель, а обычный сотрудник — он должен подтвердить свои полномочия. Для этого нужна машиночитаемая доверенность: она удостоверит право электронной подписи для контролеров и ваших бизнес-партнеров. Но работать с МЧД надо по особым правилам. Расскажу о нюансах работы с МЧД в 2025 году.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Машиночитаемая доверенность нужна для передачи прав на подпись документов сотруднику.
- Её создают в электронном виде, и она связана с электронной подписью работника.
- С 1 сентября 2024 года такая доверенность обязательна для подписания электронных документов.
- Документ можно оформить через Госуслуги, в программах госорганов или бухгалтерских сервисах.
- Чтобы её отменить, нужно отправить заявление в налоговую или другое ведомство.
Что такое машиночитаемая доверенность, и зачем она нужна
Если человек хочет передать собственные права и полномочия кому-то другому, то он делает доверенность. Машиночитаемая версия создается для тех же целей, но по особым формам, форматам и правилам. Мне, как бухгалтеру, такой документ оформил директор для сдачи отчетности и ЭДО с контролирующими органами и контрагентами.
Конкретного определения в законах нет. Но про МЧД написано и в нормативах ФНС, и во многих отраслевых законах. К примеру, для финансовых операций Центробанк ввел МЧД в виде XML-файлов (Письмо ЦБ РФ № 017-46-2/8806 от 08.09.2021).
Подробнее: что такое машиночитаемая доверенность
Как связаны машиночитаемая доверенность и электронная подпись
Правом подписи, в том числе и электронной, от имени организации обладает ее руководитель. Ему же выдают бесплатную УКЭП от ФНС. Но иногда необходимо, чтобы документы компании подписал другой работник — к примеру, бухгалтер. Так было и в моем случае. Наш руководитель официально передал мне полномочия на подписание отчетных и финансовых документов.
Может пригодиться: как получить УКЭП
Чтобы наделить работника правом подписи, руководитель издает специальный приказ.
Обязательно издайте приказ или распоряжение, если наделяете сотрудника правом подписи от имени организации
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
С ЭП происходит всё то же самое. Если директору надо, чтобы отчеты и другие документы за него подписывал бухгалтер, то он разрешает специалисту использовать в работе свою личную подпись. А МЧД подтверждает такие права работника для других — контролеров, контрагентов.
То есть, если руководитель передает права подписи работнику, он обязан:
- Издать приказ и ознакомить с ним ответственного сотрудника под подпись. В распоряжении перечисляют тех, кто наделен ЭП, и указывают, какую подпись использует конкретный работник. Кроме того, оговаривают все полномочия по использованию ЭП и отсылают к перечню мер безопасности по применению и хранению электронной подписи.
- Оформить МЧД. Директор оформляет электронные полномочия и подписывает своей УКЭП. МД подтвердит, что сотрудник — главбух, юрист, кадровик и т.д. — сможет заверить документ своей подписью физлица.
Может пригодиться: как подписать документ ЭП
Как используют машиночитаемые доверенности в работе
Работникам компаний больше не выдают сертификаты с привязкой к организации. С 1 сентября 2024 года сотрудники используют ЭП физлица для подписания рабочих документов: в такой подписи есть только персональные данные работника. То есть КЭП физлица теперь подходит для подписания как личных документов, так и файлов по работе.
В отличие от УКЭП руководителей и предпринимателей, подпись физлица платная. Чтобы получить усиленную КЭП, директор и ИП обращаются в любую ИФНС: подпись им выдают бесплатно. Физлица же смогут оформить КЭП только в аккредитованных удостоверяющих центрах и только за деньги. Список УЦ, которые прошли проверку по новым правилам, опубликован на сайте Минцифры.
Подробнее: как физлицу получить УКЭП
Электронные МД нужны, когда руководитель не сможет сам подписать электронный документ и передает права на подпись доверенному сотруднику. Например, когда руководитель уходит в отпуск, какую МЧД нужно оформить в случае отпуска директора — простую со стандартным набором полномочий с ограничением срока их действия на период отсутствия руководителя и без передоверия.
Работник подписывает файлы собственной КЭП физлица. Поскольку в ЭП физлица больше нет привязки к организации, для подтверждения полномочий понадобится МЧД (п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 17.2 63-ФЗ от 06.04.2011).
МД включают в пакет подписываемых электронных документов. Для МД разработали специальные требования — в Минцифры предусмотрели электронную форму и XML-формат (приказы № 857, 858 от 18.08.2021). В ней указывают:
- название документа, его номер и дату совершения;
- сведения о доверителе — название и адрес компании, ИНН/КПП/ОГРН, ФИО и СНИЛС директора;
- сведения о представителе — ФИО, дату рождения, паспорт, СНИЛС и ИНН;
- список полномочий;
- срок действия — срочная или бессрочная;
- УКЭП, которой подписали МЧД.
Так, если направляете МД без включения в пакет электронных документов, то об этом надо уведомить заинтересованных лиц — сообщить ее номер и дату. Такую информацию предоставляют тоже в электронной форме и подписывают УКЭП представителя организации по такому документу. Или же передают другим способом, но обязательно вместе с подписанным документом (п. 2 ч. 2 ст. 17.2 63-ФЗ, Указание Банка России от 13.12.2023 № 6624-У).
А если представитель организации подписывает документы обезличенной КЭП — подписью, в которой нет ФИО владельца, то надо оформить специальное распоряжение. В таком акте и указывают представителя, который отвечает за использование ЭП. Если акта нет, то ответственность несет директор компании (ч. 3 ст. 14 63-ФЗ, п. 4 Письма Минцифры № ОП-П15-085-33604 от 10.08.2021).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как предоставить физлицу право подписывать документы его электронной подписью от имени организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие госорганы принимают машиночитаемую доверенность
С электронными документами работают все контролеры и отраслевые ведомства:
- ФНС;
- СФР;
- Росстат;
- Центробанк и коммерческие банки;
- Федеральное казначейство;
- ФТС;
- ФНП;
- Росалкогольрегулирование;
- Гознак;
- Почта России и др.
Кроме того, электронные МД обрабатывает большинство операторов ЭДО. Ее используют для проведения закупок в ЕИС и на торговых площадках. Но учтите, что каждое ведомство вправе использовать собственный формат МЧД, который соответствует требованиям Минцифры. Обязательно уточняйте формат у ведомства — он зависит от сервиса, в котором делают доверенность.
Наша организация обменивается электронными документами с основными ведомствами — Федеральной налоговой службой, Соцфондом и Росстатом, — и для каждого мы подготовили свою МД.
По теме: где найти уникальный номер МЧД для проверки ее в реестре
Кто выпускает машиночитаемую доверенность и в каких программах
Вот как оформить машиночитаемую доверенность в 2025 году: ее оформляет руководитель компании через специализированные сервисы госорганов или в бухгалтерских программах. МЧД делают, как и обычные доверенности, по нормам ГК РФ. Многие операторы госсистем, Центробанк, Федеральная нотариальная палата и другие ведомства размещают форму МД на своих официальных сайтах.
А в ФНС существенно упростили работу для пользователей. Ведомство разработало единую технологию обмена через собственную цифровую платформу: единое блокчейн-хранилище машиночитаемых доверенностей — распределенный реестр (536-ФЗ от 19.12.2022), машинописная доверенность в ИФНС формируется автоматически в сервисе налоговой. Налоговики создали портал самообслуживания. Есть два варианта, как его найти:
- Перейти с официального сайта ФНС в «Сервисы и госуслуги», затем во «Все сервисы» — «ЭДО» — «Создание и проверка электронных доверенностей».
- Зайти в распределенный реестр напрямую по ссылке.
Через этот сервис ФНС пользователь сможет создать МЧД даже с возможностью передоверия. А налоговая примет такую электронную МД.
Если нужное ведомство не опубликовало МЧД на своем сайте, то воспользуйтесь общепринятой формой. Ее разместили на портале Госуслуг: скачать сможет каждый авторизованный пользователь. А при заполнении электронной МД надо руководствоваться требованиями из Приказа Минцифры № 858.
Заполненную доверенность подписывают КЭП (Приказ Минцифры № 857):
- тот, кто действует от имени организации без доверенности, то есть руководителя;
- тот, кто действует по доверенности с правом передоверия;
- нотариус, если он заверил доверенность.
Показываем образец текста машиночитаемой доверенности:
Образец МЧД
Как создать и работать с машиночитаемой доверенностью в 1С
Ответ на вопрос, нужны ли МЧД для 1С, положительный. Кроме официальных сайтов, для подготовки доверенности используют и коммерческие сервисы. Например, 1С, Контур, Астрал и др. Если работаете в 1С, то как загрузить МЧД в 1С: воспользуйтесь локальным сервисом по созданию МЧД в разделе электронного документооборота. В этом же разделе как найти номер доверенности МЧД в программе 1С: он отражается в первом столбце:
Создание МЧТ в 1С
Чтобы подписать электронный документ в 1С, выберите нужный сертификат, а затем введите пароль:
Так подписывают документ в 1С с ЭП и МЧД
Если же получили от контрагента электронные документы, подписанные МЧД, то проведите проверку доверенности в 1С. Свою доверенность сможете проверить по аналогии:
Раздел для проверки МЧД в 1С
Подробнее: как сформировать машиночитаемую доверенность в 1С
Как перейти на работу с машиночитаемыми доверенностями
С 1 сентября 2024 года требования Федерального закона № 339-ФЗ от 14.07.2022 стали обязательными для всех. Теперь работники получают КЭП физлица на свое имя без привязки к компании. Руководитель формирует МЧД для подписания необходимых документов. Только после этого ответственный сотрудник сможет подписывать рабочие документы личной КЭП.
А если планируете обмениваться электронными документами со своими контрагентами, то уточните, настроили ли они такую возможность в своем ЭДО. Если да, то вместе с подписанным электронным документом отправьте бизнес-партнеру отдельный файл с МЧД. В файле подписанного документа есть ссылка на файл электронной МД.
Валидность, то есть действительность, КЭП и МЧД контрагента вы сможете проверить, обратившись в УЦ, который выдал сертификат ключа. Сделать это несложно: для этого в контекстном меню рабочих приложений ЭП есть специальная кнопка.
Что такое классификатор полномочий для машиночитаемых доверенностей
Это специальный список, который разработали в Минцифре (приказ № 856 от 18.08.2021). В классификаторе закреплены полномочия, которые руководитель сможет удостоверить МЧД. Доступ к классификатору тоже обеспечивает Минцифры.
Передоверие в машиночитаемой доверенности
С 9 декабря 2022 года участникам спецтехнологии ФНС разрешили обмен МЧД с возможностью передоверия. Эта функция упростила работу для филиалов и представительств — алгоритмы блокчейн-реестра автоматически контролируют цепочки передоверия и информируют о прекращении действия МД или всей цепочки, если доверительный документ аннулировали (339-ФЗ от 14.07.2022).
С 10.01.2025 налоговики ввели новый формат 5.03 МЧД для полномочия представителя налогоплательщика, налогового агента и др. Теперь вы сможете создавать доверительные документы с возможностью передоверия и предоставления полномочий нескольким доверенным лицам.
С 01.03.2025 ФНС перестала принимать МД в формате 5.01. Документы в формате 5.01 и 5.02, переданные до 1 марта, продолжают действовать.
Начат прием единой формы машиночитаемой доверенности по формату версии 003 (ЕМЧД), разработанной Минцифры России, — такой формат не требует приложения информационного сообщения о представительстве.
Отзыв машиночитаемой доверенности
Если у ответственного сотрудника закончились полномочия или же он уволился, то надо сразу же отозвать его МД. Для этого руководитель направляет налоговикам (или в другое ведомство) электронное заявление на отзыв.
У многих госсистем есть собственные форма и порядок отзыва. К примеру, такая опция доступна в сервисе ФНС:
Сервис ФНС для отзыва доверенности
В заявлении указывают день отмены — дату, с которой электронная МД больше не действует. Кроме того, надо указать и причину отзыва. Учтите, что дата отмены всегда раньше даты окончания МЧД. Если срок действия доверенности истек, то отменять ее не надо.
Подробнее о сроках действия доверенности
Обязательно отзовите ЭП и привязанную к ней машиночитаемую доверенность, когда потеряли носитель с подписью или же ключ попал к посторонним. Если данные КЭП попадут к мошенникам, то они смогут подписывать финансовые документы за вас — придется доказывать неправомерность такой подписи в суде. Если потеряли носитель, на котором записана КЭП, то отзовите подпись в УЦ, где выпускали ее. А привязанную электронную МД отзывайте на сайте ФНС или другой информационной системы.
Подробнее: как отменить выданную доверенность
Машиночитаемая доверенность: вопросы и ответы
-
Что такое МЧД?
Это электронный аналог обычной бумажной доверенности. Машиночитаемую доверенность выдает руководитель на имя конкретного работника — бухгалтера, кадровика, юриста и пр. Она нужна для подписания электронных документов КЭП сотрудника.
-
Обязательна ли МЧД?
Да, с 01.09.2024 обязательна. Работать по старым правилам, когда сотруднику выдавали ЭП с привязкой к организации и не требовали спецдоверенности, больше нельзя. Теперь для подписания электронных документов любой подписью, кроме УКЭП руководителя, нужна МЧД.
-
Как сделать МЧД?
Такую доверенность оформляют в электронном виде. Вы сможете сделать МЧД на портале Госуслуг, в специальных сервисах контролирующих органов или же в рабочей учетной программе — к примеру, 1С. Укажите в ней основные сведения о доверителе, доверяемом, полномочиях, сроке действия и подпишите УКЭП руководителя.
Кроме того, в этом сервисе можно не только создать, но и проверить на соответствие утвержденным форматам сформированную в другом сервисе электронную доверенность. После создания или проверки МЧД вы можете быть уверены, что она оформлена правильно и налоговая ее не отклонит.
"С 1 марта 2022 года сотрудники компаний используют ЭП физлица для рабочих документов. Им больше не оформляют КЭП с привязкой к организации"
Не совсем так, КСКПЭП "Сотрудника ЮЛ" аккредитованные УЦ имеют право выдавать вплоть до 31.08.23 включительно