Машиночитаемая доверенность в организации

Размер шрифта:

Когда электронные документы от имени организации подписывает не руководитель, а обычный сотрудник — он должен подтвердить свои полномочия. Для этого нужна машиночитаемая доверенность: она удостоверит право электронной подписи для контролеров и ваших бизнес-партнеров. Но работать с МЧД надо по особым правилам.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Машиночитаемая доверенность (МЧД) - это электронный документ, позволяющий передавать полномочия от одного человека другому.
  2. МЧД используют в формате XML или PDF и требуют специального программного обеспечения для работы с ними.
  3. Электронная подпись (ЭП) важна для МЧД, так как подтверждает права сотрудника подписывать документы от имени компании.
  4. С 1 сентября 2023 года изменения в использовании ЭП сделали МЧД еще более важными для подтверждения полномочий.
  5. МЧД принимается различными государственными и коммерческими организациями, облегчая процесс подписания и передачи документов.

Что такое машиночитаемая доверенность и зачем она нужна

Если человек хочет передать собственные права и полномочия кому-то другому, то он делает доверенность. Машиночитаемая доверенность создается для тех же целей, но по особым формам, форматам и правилам. Мне как бухгалтеру такую доверенность оформил директор — для сдачи отчетности и электронного документооборота с контролирующими органами и контрагентами.

ВАЖНО!
МЧД — электронная доверенность. Чтобы ее использовать, понадобится компьютер/ноутбук и специальная программа . Такую доверенность передают в файле XML, а иногда и в PDF-формате.

Конкретного определения в законах нет. Но про машиночитаемую доверенность написано и в нормативах ФНС, и во многих отраслевых законах. К примеру, для финансовых операций Центробанк ввел МЧД в виде XML-файлов (Письмо ЦБ РФ № 017-46-2/8806 от 08.09.2021).

Подробнее: что такое машиночитаемая доверенность

Как связаны машиночитаемая доверенность и электронная подпись

Правом подписи, в том числе и электронной, от имени организации обладает ее руководитель. Ему же выдают бесплатную УКЭП от ФНС. Но иногда необходимо, чтобы документы компании подписал другой работник — к примеру, бухгалтер. Так было и в моем случае. Наш руководитель официально передал мне полномочия на подписание отчетных и финансовых документов.

Может пригодиться: как получить УКЭП

Чтобы наделить работника правом подписи, руководитель издает специальный приказ.

С ЭП все то же самое. Если директору надо, чтобы отчеты и другие документы за него подписывал бухгалтер, то он разрешает специалисту использовать в работе свою личную подпись. А МЧД подтверждает такие права работника для других — контролеров, контрагентов.

ВАЖНО!
Если электронный документ подписывает не руководитель компании, а ее сотрудник — он обязан подтвердить полномочия и представить электронную доверенность. В таких случаях МЧД всегда включают в пакет электронных документов.

То есть, если руководитель передает права подписи работнику, он обязан:

  1. Издать приказ и ознакомить с ним ответственного сотрудника под подпись. В распоряжении перечисляют тех, кто наделен ЭП, и указывают, какую подпись использует конкретный работник. Кроме того, оговаривают все полномочия по использованию ЭП и отсылают к перечню мер безопасности по применению и хранению электронной подписи.
  2. Оформить МЧД. Директор оформляет электронную доверенность и подписывает ее своей УКЭП. МД подтвердит, что сотрудник — главбух, юрист, кадровик и т.д. — сможет заверить документ своей подписью физлица.
Может пригодиться: как подписать документ ЭП

Как используют машиночитаемые доверенности в работе

Работникам компаний больше не выдают сертификаты с привязкой к организации. С 1 сентября 2024 года сотрудники используют ЭП физлица для подписания рабочих документов: в такой подписи есть только персональные данные работника. То есть КЭП физлица теперь подходит для подписания как личных документов, так и файлов по работе.

В отличие от УКЭП руководителей и предпринимателей, подпись физлица платная. Чтобы получить усиленную КЭП, директор и ИП обращаются в любую ИФНС: подпись им выдают бесплатно. Физлица же смогут оформить КЭП только в аккредитованных удостоверяющих центрах и только за деньги. Список УЦ, которые прошли проверку по новым правилам, опубликован на сайте Минцифры.

Подробнее: как физлицу получить УКЭП

Электронные МД нужны, когда руководитель не сможет сам подписать электронный документ и передает права на подпись доверенному сотруднику. Такой работник подписывает файлы собственной КЭП физлица. Поскольку в ЭП физлица больше нет привязки к организации, для подтверждения полномочий понадобится машиночитаемая доверенность (п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 17.2 63-ФЗ от 06.04.2011).

Доверенность включают в пакет подписываемых электронных документов. Для МЧД разработали специальные требования — в Минцифры предусмотрели электронную форму и XML-формат доверенности (приказы № 857, 858 от 18.08.2021). В электронной доверенности указывают:

  • название документа, его номер и дату совершения;
  • сведения о доверителе — название и адрес компании, ИНН/КПП/ОГРН, ФИО и СНИЛС директора;
  • сведения о представителе — ФИО, дату рождения, паспорт, СНИЛС и ИНН;
  • список полномочий;
  • срок действия — срочная или бессрочная;
  • УКЭП, которой подписали МЧД.
ВАЖНО!
Контрагенты вправе договориться и об альтернативных способах передачи документов (п. 2 ч. 1 ст. 17.2 63-ФЗ). А электронную МД, которая подтверждает полномочия представителя банка, оператора платежной системы, финансовой организации с определенными видами деятельности, представляют в особом порядке.

Так, если направляете МЧД без включения в пакет электронных документов, то об этом надо уведомить заинтересованных лиц — сообщить ее номер и дату. Такую информацию предоставляют тоже в электронной форме и подписывают УКЭП представителя организации по такой доверенности. Или же передают другим способом, но обязательно вместе с подписанным документом (п. 2 ч. 2 ст. 17.2 63-ФЗ, п. 4 Указания ЦБ РФ № 6206-У от 20.07.2022).

А если представитель организации подписывает документы обезличенной КЭП — подписью, в которой нет ФИО владельца, то надо оформить специальное распоряжение. В таком акте и указывают представителя, который отвечает за использование ЭП. Если акта нет, то ответственность несет директор компании (ч. 3 ст. 14 63-ФЗ, п. 4 Письма Минцифры № ОП-П15-085-33604 от 10.08.2021).

Какие госорганы принимают машиночитаемую доверенность

С электронными документами работают все контролеры и отраслевые ведомства:

  • ФНС;
  • СФР;
  • Росстат;
  • Центробанк и коммерческие банки;
  • Федеральное казначейство;
  • ФТС;
  • ФНП;
  • Росалкогольрегулирование;
  • Гознак;
  • Почта России и др.

Кроме того, электронные МД обрабатывает большинство операторов ЭДО. Ее используют для проведения закупок — в ЕИС и на торговых площадках. Но учтите, что каждое ведомство вправе использовать собственный формат МЧД, который соответствует требованиям Минцифры. Обязательно уточняйте формат у ведомства — он зависит от сервиса, в котором делают доверенность.

ВАЖНО!
С 1 сентября 2024 года переходный период закончился — машиночитаемые доверенности стали обязательными. Отправить рабочий онлайн-документ без МЧД не получится, его просто не примут.

Наша организация обменивается электронными документами с основными ведомствами — Федеральной налоговой службой, Соцфондом и Росстатом — и для каждого мы подготовили свою МД.

По теме: где найти уникальный номер МЧД для проверки ее в реестре

Кто выпускает машиночитаемую доверенность и в каких программах

Ее оформляет руководитель компании. МЧД делают, как и обычные доверенности, по нормам ГК РФ. Многие операторы госсистем, Центробанк, Федеральная нотариальная палата и другие ведомства размещают форму МД на своих официальных сайтах.

А в ФНС существенно упростили работу для пользователей. Ведомство проводит эксперимент по апробации единой технологии обмена через собственную цифровую платформу: единое блокчейн хранилище машиночитаемых доверенностей — распределенный реестр (536-ФЗ от 19.12.2022). Налоговики создали портал самообслуживания. Есть два варианта, как его найти:

  1. Перейти с официального сайта ФНС в «Сервисы и госуслуги», затем во «Все сервисы» — «ЭДО» — «Создание и проверка электронных доверенностей».
  2. Зайти в распределенный реестр напрямую по ссылке.

Через этот сервис ФНС пользователь сможет создать МЧД даже с возможностью передоверия. А налоговая примет такую электронную МД.

ВАЖНО!
Сервис ФНС позволяет создать МЧД сразу для нескольких налоговых инспекций. Выберите в поле «Код налогового органа» несколько кодировок ИФНС или установите отметку «Действует во всех ИФНС».

Если нужное ведомство не опубликовало МЧД на своем сайте, то воспользуйтесь общепринятой формой. Ее разместили на портале Госуслуг: скачать сможет каждый авторизованный пользователь. А при заполнении электронной МД надо руководствоваться требованиями из приказа Минцифры № 858.

Заполненную доверенность подписывают КЭП (приказ Минцифры № 857):

  • тот, кто действует от имени организации без доверенности, то есть руководителя;
  • тот, кто действует по доверенности с правом передоверия;
  • нотариус, если он заверил доверенность.

Как создать и работать с машиночитаемой доверенностью в 1С

Кроме официальных сайтов, для подготовки доверенности используют и коммерческие сервисы. Например, 1С, Контур, Астрал и др. Если работаете в 1С, то воспользуйтесь локальным сервисом по созданию МЧД — в разделе электронного документооборота.

Чтобы подписать электронный документ в 1С, выберите нужный сертификат, а затем введите пароль.

Если же получили от контрагента электронные документы, подписанные МЧД, проведите проверку доверенности в 1С. Свою электродоверенность сможете проверить по аналогии.

Подробнее: как сформировать машиночитаемую доверенность в 1С

Как перейти на работу с машиночитаемыми доверенностями

С 1 сентября 2024 года требования Федерального закона № 339-ФЗ от 14.07.2022 стали обязательными для всех. Теперь работники получают КЭП физлица — на свое имя, без привязки к компании. Руководитель формирует МЧД для подписания необходимых документов. Только после этого ответственный сотрудник сможет подписывать рабочие документы личной КЭП.

Многие информационные системы пока находятся в процессе доработки. Операторы ЭДО настраивают ИС с учетом новых правил, чтобы они смогли загружать сведения из электродоверенности и поддерживать их автоматизированную обработку. А вот ФНС уже настроила программные средства и информационные системы: налоговая принимает отчетность и пояснения от плательщиков и по старым, и по новым правилам.

ВАЖНО!
По МЧД руководитель передает главбуху права на подписание деклараций, отчетов и др., которыми налогоплательщик обменивается с ФНС. Зачастую МЧД передают налоговикам до начала электронного документооборота. И это очень удобно: электродоверенность хранится в системе ФНС. Ее не надо прикладывать к каждому пакету документов, которые вы отправляете по ТКС. Просто укажите уникальный номер МЧД, когда сдаете отчетность, передаете пояснения или отправляете другие документы налоговикам.

А если планируете обмениваться электронными документами со своими контрагентами, то уточните, настроили ли они такую возможность в своем ЭДО. Если да, то вместе с подписанным электронным документом отправьте бизнес-партнеру отдельный файл с МЧД. В файле подписанного документа есть ссылка на файл электронной МД.

Валидность, то есть действительность, КЭП и МЧД контрагента вы сможете проверить, обратившись в УЦ, который выдал сертификат ключа. Сделать это несложно: для этого в контекстном меню рабочих приложений ЭП есть специальная кнопка.

Что такое классификатор полномочий для машиночитаемых доверенностей

Это специальный список, который разработали в Минцифре (приказ № 856 от 18.08.2021). В классификаторе закреплены полномочия, которые руководитель сможет удостоверить МЧД. Доступ к классификатору тоже обеспечивает Минцифры.

Передоверие в машиночитаемой доверенности

С 9 декабря 2022 года участникам спецтехнологии ФНС разрешили обмен МЧД с возможностью передоверия. Эта функция упростила работу для филиалов и представительств — алгоритмы блокчейн-реестра автоматически контролируют цепочки передоверия и информируют о прекращении действия МД или всей цепочки, если доверительный документ аннулировали (339-ФЗ от 14.07.2022).

ВАЖНО!
С 01.03.2024 налоговики ввели новый формат 5.02 МЧД для полномочия представителя налогоплательщика, налогового агента и др. Теперь вы сможете создавать доверительные документы с возможностью передоверия и предоставления полномочий нескольким доверенным лицам. Старый формат доверенности 5.01 ФНС принимает до 28.02.2025.
Подробнее: с 1 марта 2024 года-новый формат МЧД

Отзыв машиночитаемой доверенности

Если у ответственного сотрудника закончились полномочия или же он уволился, то надо сразу же отозвать его МД. Для этого руководитель направляет налоговикам (или в другое ведомство) электронное заявление на отзыв.

У многих госсистем — собственные форма и порядок отзыва. К примеру, такая опция доступна в сервисе ФНС.

В заявлении указывают день отмены — дату, с которой электронная МД больше не действует. Кроме того, надо указать и причину отзыва. Учтите, что дата отмены всегда раньше даты окончания МЧД. Если срок действия доверенности истек, то отменять ее не надо.

Подробнее: о сроках действия доверенности

Обязательно отзовите ЭП и привязанную к ней машиночитаемую доверенность, когда потеряли носитель с подписью или же ключ попал к посторонним. Если данные КЭП попадут к мошенникам, то они смогут подписывать финансовые документы за вас — придется доказывать неправомерность такой подписи в суде. Если потеряли носитель, на котором записана КЭП, то отзовите подпись в УЦ, где выпускали ее. А привязанную электронную МД отзывайте на сайте ФНС или другой информационной системы.

Подробнее: как отозвать выданную доверенность

Машиночитаемая доверенность: вопросы и ответы

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.