Проактивные выплаты: что это такое и как с ними работать

Размер шрифта:

Не так давно в бухгалтерском лексиконе появилось новое выражение — «проактивные выплаты». Рассмотрим, что входит в это понятие и каким образом проактивные суммы связаны с расчетами по социальному страхованию.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Проактивные выплаты — это автоматические перечисления денег от Социального фонда по фиксированным случаям.
  2. Система использует данные из медицинских учреждений и других источников для назначения выплат без заявлений застрахованных.
  3. Такое взаимодействие требует электронного документооборота с использованием электронной подписи у всех участников.
  4. Информация о застрахованных лицах передаётся страхователями в СФР при изменениях в статусе работника.
  5. С 2024 года все выплаты производятся через проактивные системы, что упрощает процесс обращения за пособиями.

Понятие проактивной выплаты

В рассматриваемом случае термин «проактивные» подразумевает беззаявительный порядок назначения пособий по социальному страхованию, когда Социальный фонд России (СФР) выплачивает суммы не по заявлению застрахованного работника, а на основании ЭЛН (электронных листков нетрудоспособности, открываемых и закрываемых врачебным учреждением), а также иных документов, необходимых для выдачи следующих пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • при рождении ребенка (единовременное);
  • по беременности и родам;
  • по уходу за ребенком (ежемесячное).
Вам будет полезно узнать: как оплачивается больничный лист

Назначение и выдача перечисленных видов страхового обеспечения по обязательному соцстрахованию предусмотрены Фед. законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ, а правила получения СФР информации, необходимой, чтобы проактивные выплаты были оформлены в соответствии его требованиями, утв. пост. Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 (далее — постановление № 2010). Проактивные выплаты требуют от СФР сбора данных из различных внешних источников (ФНС, врачебных учреждений, госреестров и т. п.), причем, как правило, в электронной форме. Исключение сделано лишь для отдельных категорий застрахованных лиц, сведения о которых составляют гостайну (п. 2 постановления № 2010).

Как происходит работа с проактивными выплатами СФР

Перечисленные выше нормативные правовые акты предусматривают новый порядок получения застрахованными лицами страхового обеспечения через проактивные (т. е. беззаявительные) выплаты. Для этого взаимодействие СФР (как страховщика) с медицинскими организациями, работодателями (страхователями), работниками (застрахованными лицами) и иными контрагентами, данные которых необходимы, чтобы проводить проактивные операции, должно осуществляться через сервис СЭДО (Социальный электронный документооборот).

Схему взаимодействия участников СЭДО можно представить следующим образом:

Чтобы суммы, направляемые на проактивные выплаты, были оформлены в соответствии с требованиями законодательства, участникам системы социального электронного документооборота СФР необходимо использовать следующие средства идентификации:

  • страхователи (работодатели) осуществляют обмен документами, используя УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись), выданную аккредитованным удостоверяющим центром;
  • медицинские организации открывает и закрывают ЭЛН (электронный листок нетрудоспособности) также с помощью УКЭП;
  • застрахованные лица при обращении к страховщику (СФР) через портал «Госуслуги» могут использовать УНЭП (усиленную неквалифицированную электронную подпись).
Может пригодиться: как получить квалифицированную электронную подпись

Изначально застрахованные лица (работники) представляют своему работодателю все сведения (данные паспорта, места жительства, СНИЛС и т. п.), необходимые СФР для предоставления пособия через проактивные выплаты. Происходит это при приеме на работу, увольнении или при изменении данных работника. Затем страхователь отправляет их в свой территориальный орган СФР (страховщику) в течение 3 рабочих дней с момента получения (86-й тип и 101-й тип сообщений СЭДО).

ВАЖНО!
Форма сведений о застрахованном лице, необходимая СФР, чтобы проактивные выплаты достигли своего получателя, действует на основании Приказа ФСС РФ от 08.04.2022 № 119 «Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения…».

Процесс оформления СФР документов на проактивные выплаты начинается в связи со следующим событием для:

  • пособий по временной нетрудоспособности — с даты открытия ЭЛН (111-й тип сообщения СЭДО);
  • пособия по беременности и родам — с даты закрытия ЭЛН (111-й тип сообщения СЭДО);
  • пособия при рождении ребенка — с даты записи в ЕГР ЗАГС (Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния) о рождении ребенка;
  • пособий по уходу за ребенком — сообщение от страхователя об инициации пособия на основании заявления застрахованного лица (109 и 104-й типы сообщения СЭДО).

При необходимости по каждому виду страхового обеспечения страхователи получают запрос СФР о предоставлении недостающих сведений, в т. ч. по итогам обработки полученного от страхователя сообщения СЭДО 109-го типа. Необходимые сведения на проактивные выплаты предоставляются страхователем в объеме, указанном в запросе страховщика.

По теме: что делать, если в 1С не приходят входящие запросы из СФР

Что такое проактивный реестр

Ранее запрос страховщика (СФР) о недостающих сведениях для назначения и выплаты пособия поступал к страхователю (работодателю) в виде «предзаполненного реестра». Необходимо было или подтвердить, или скорректировать эти сведения на основании собственных данных.

ВАЖНО!
С 2024 года все расчеты по предоставлению страхового обеспечения должны осуществляться через проактивные выплаты, с полным переходом всех страхователей (работодателей) на СЭДО. В связи с этим с 01.01.2024 СФР прекратил прием реестров по больничным и пособиям, о чем официально уведомил на своем сайте. В том числе с 31.12.2023 отключены все действующие шлюзы приема документов, за исключением предназначенных для реестров с признаком «Перерасчет» и реестров с признаком «Проживание на территории по 20-ФЗ». Их, как и раньше, можно отправлять через шлюз.

По новым правилам СФР (страховщик) осуществляет проактивные выплаты на основании данных из внешних источников, которые он получает в автоматическом режиме (например, из ЭЛН медучреждений, из записей ЕГР ЗАГС о рождении ребенка и т. п.), поэтому от страхователя (работодателя) больше не требуется предоставления реестра сведений страховых сумм. Из-за чего операции, оформленные по таким правилам, и называются — проактивные.

Вас может заинтересовать: как пользоваться шлюзом для отправки больничных листов

Что делать, если пришел запрос на проверку проактивной выплаты

Запрос на проактивные выплаты может быть направлен от СФР страхователю (работодателю) с целью проверки, корректировки, подтверждения сведений, собранных из внешних источников. Такой запрос заменяет собой ранее существовавшие реестры, формируемые для назначения и выплаты пособий.

Например, в случае сбора от работодателя сведений не в полном объеме, территориальный орган СФР в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет страхователю запрос о необходимости предоставить недостающие сведения или документы. Такие запросы поступают автоматически, при запуске СЭДО. Работодатель обязан исполнить требование страховщика: проверить сведения, заполнить недостающие данные. И отправить откорректированную информацию в срок до 3 рабочих дней со дня получения запроса.
Эсаат Ф. Самединов Эксперт-консультант

С 1991 года – бессменный руководитель ООО «Фирма «ТОТ», одной из старейших консалтинговых компаний страны (учет, налогообложение, страхование, работа с персоналом и др.). С сентября 2022 года зарегистрирован в качестве налогоплательщика НПД.