Какие нужны документы для договора мены?

Просмотров: 3
Виктория
Вопрос задан18 февраля 2016 в 14:15

Добрый день! Какие документы необходимо подготовить при оформлении договора мены (меняемся квартирами)? Благодарю!

Вопрос относится к городу Сыктывкар

Ответы:

Вахтер
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете? 


Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Гафаров
Опубликовано18 февраля 2019 в 14:29
Опубликовано18 февраля 2019 в 14:29

здравствуйте.Договор мены жилых помещений - это соглашение, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны одно жилое помещение в обмен на другое (ст. 567 ГК РФ).

Согласование договора мены жилых помещений следует начать с существенных условий.

К существенным условиям договора мены жилых помещений следует отнести условие о взаимных обязанностях сторон.

При равноценном обмене эти условия сводятся к следующему:

- первая сторона обязана передать второй стороне обмениваемое жилое помещение и одновременно принять от второй стороны жилое помещение, передаваемое в обмен на ранее принадлежавшее первой стороне;

- вторая сторона обязана принять передаваемое в обмен ранее принадлежавшее первой стороне жилое помещение и одновременно передать первой стороне жилое помещение, собственником которого до совершения сделки являлась вторая сторона.

При обмене неравноценных жилых помещений в договоре должны быть указаны стоимости каждой квартиры, а также определен размер доплаты, которую должен внести собственник меньшей по стоимости квартиры, исходя из разницы стоимости двух объектов (ст. 568 ГК РФ).

В договоре обязательно должны быть указаны идентифицирующие признаки обмениваемых жилых помещений: наименование (например, квартира или комната), количество комнат, адрес квартиры, общая и жилая площади.

Кроме того, в договоре мены обязательно должны быть отражены данные правоустанавливающих документов на каждый объект недвижимости каждой стороны договора.

Существенным условием договора мены жилых помещений, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этими жилыми помещениями после перехода права собственности на них, является также перечень этих лиц с указанием их прав на пользование обмениваемыми жилыми помещениями (ст. 558 ГК РФ ).

В качестве таких лиц могут выступать: арендаторы; наниматели и постоянно проживающие с ними граждане; поднаниматели жилого помещения в пределах срока действия договора поднайма; получатели ренты по договору пожизненного содержания с иждивением, если в договоре оговорено проживание их в данном жилом помещении; отказополучатели, проживающие в жилом помещении в силу завещательного отказа; бывшие члены семьи собственника приватизированного жилого помещения.

Учитывая, что во многих случаях жилые помещения к моменту совершения мены остаются несвободными, в договоре следует определить порядок освобождения обмениваемых помещений с переходом права собственности на них от прежнего к новому собственнику. Этот порядок должен устанавливать очередность и сроки не только юридического (снятие с регистрационного учета по месту жительства), но и физического освобождения жилых помещений.

В акте приема-передачи помимо описания обмениваемых квартир желательно предусмотреть также список всего имущества и оборудования, приобретаемых с каждой квартирой и находящихся в них в момент передачи (например, предметов мебели, сантехники), а также отметить все недочеты в состоянии объектов недвижимости (например, состояние ремонта, оборудования и т.п.) и описать имеющиеся дефекты.

Договор мены подписывается в количестве, равном числу сторон договора, с одним дополнительным экземпляром для органа, осуществляющего государственную регистрацию перехода прав собственности.

Подготовьте основные документы.

К ним относятся (п. п. 1, 2 ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ):

а) заявление стороны договора о регистрации перехода прав собственности на старое недвижимое имущество и регистрации права собственности на новое недвижимое имущество;

б) свидетельства о правах собственности на обмениваемые жилые помещения;

в) кадастровые паспорта на обмениваемые жилые помещения. После 01.01.2013 представлять их необходимо только в случае, если сведения об объектах недвижимости отсутствуют в государственном кадастре;

г) договор мены жилых помещений;

д) нотариально заверенные заявления супругов о согласии на проведение обмена жилых помещений;

е) согласие органов опеки и попечительства (если собственником или одним из собственников помещения является несовершеннолетний).

В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться и другие документы.

Также могут понадобиться копии вышеуказанных документов.

Уплатите госпошлину (за регистрацию договора и за регистрацию права собственности). Если сторонами договора являются физические лица, то за государственную регистрацию договора мены каждый из них должен уплатить по 1000 руб., а за регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, приобретенного в результате сделки, каждая сторона уплачивает госпошлину в размере 2000 руб. (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате госпошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе (п. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ).

Обратите внимание!

Если информация об уплате госпошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате госпошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются (п. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ).

Представьте документы в Управление Росреестра по месту нахождения одного из обмениваемых жилых помещений по вашему выбору для регистрации прав собственности на жилые помещения.

Документы можно представить лично, через многофункциональный центр, в электронной форме или направить по почте.

При отправке документов по почте подлинность подписей заявителей на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, сделка с жилыми помещениями должна быть нотариально удостоверена, к заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность (паспорта) (абз. 3, 4, 5, 8 п. 2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ).

При представлении документов лично или через многофункциональный центр необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт) (абз. 11, 12 п. 2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ).

Документы, представленные в электронной форме, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя (абз. 3 п. 5 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России N 723 от 29.11.2013).

Примечание. Порядок представления заявления и необходимых документов в электронной форме, а также требования к формату заявления утверждены Приказами Минэкономразвития России N 723 и N 722 от 29.11.2013.

Вам должна быть выдана (отправлена) расписка в получении документов (п. 6 ст. 16 Закона N 122-ФЗ).

Срок государственной регистрации прав не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов. Если для регистрации представлены нотариально удостоверенные документы, то регистрация прав проводится не позднее чем в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 13 Закона N 122-ФЗ).

Получите в Управлении Росреестра новые свидетельства о правах собственности на жилые помещения.

Примечание. С 01.01.2015 свидетельство о государственной регистрации права оформляется в форме бумажного документа на официальном бланке Росреестра с изображением Государственного герба РФ. Свидетельство должно содержать свой учетный номер, при этом какие-либо степени защиты (например, водяные знаки и т.п.) действующим законодательством не предусмотрены (Информация Росреестра от 25.05.2015).

Регистрирующий орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации права собственности или об отказе в ней, о чем заявителю выдается уведомление. В случае несогласия данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Частой причиной отказа в регистрации прав собственности на жилые помещения является подача неполного пакета документов либо их неверное оформление. Поэтому к сбору документов на регистрацию прав собственности необходимо отнестись ответственно.

Примечание. При отсутствии у вас времени либо желания для самостоятельного разрешения ситуации вы можете предоставить свои полномочия другому лицу, оказывающему услуги по оформлению договора мены жилых помещений и прав собственности на них. В этом случае вам потребуется подготовить нотариальную доверенность на представителя (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ).

Обратите внимание!

При обмене жилья возможно возникновение облагаемого НДФЛ дохода. Доход от реализации имущества по договору мены определяется исходя из стоимости имущества, полученного гражданином от другой стороны договора. При этом налогоплательщик вправе применить имущественный налоговый вычет (п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации  (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)).

Яна Ким
Опубликовано18 февраля 2019 в 14:40
Опубликовано18 февраля 2019 в 14:40

Добрый день. Сам договор(3 экз.), заявление(подпишите его непосредственно в росреестре), документ об уплате гос. пошлины(квитанцию вам дадут в росреестре, но можно распечатать и на сайте росреестра), документы подтверждающие право на объект недвижимости если они получены до 31.01.1998 или если они не были надлежащим образом оформлены(оригиналы все равно принесите, их иногда все же смотрят). Если имущество находится в совместной собственности супругов-согласие супруга нотариально заверенное или доказательства что оно не входит в общую собственность супругов, паспорта сторон(без копий), доверенность(если нужна, нотариальная)

Ирина Шлячкова
Опубликовано18 февраля 2019 в 23:35
Опубликовано18 февраля 2019 в 23:35

Здравствуйте!

1. госпошлина за 2 регистрационных действия.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

При обращении представителя — также документ, подтверждающий его полномочия (например, нотариально заверенная доверенность), который представляется в подлинном экземпляре и копии.

3. Договор мены, на основании которого должны быть осуществлены регистрационные действия (3 экз.)

Если договор мены был нотариально удостоверен, должен быть представлен подлинный экземпляр правоустанавливающего документа и его надлежащим образом заверенная копия (например, нотариальное удостоверение).

4. Кадастровые паспорта объектов недвижимости — подлинные экземпляры и надлежащим образом удостоверенные копии.

5. св-во о праве собственности.

6. согласие супруга.

Похожие вопросы по этой теме: