Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 462-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов" вступил в силу 30 марта 2016 года, спустя 90 дней после официального опубликования. В связи с этим специальные пункты регистрации, находящиеся под юрисдикцией ФСБ, займутся
постановкой на государственный учет "дронов", принадлежащих гражданам и организациям. В связи с этим обновилась редакция Воздушного кодекса РФ,
Материал по теме
Регистрацией беспилотников займется ФСБ
В статью 8 Воздушного кодекса РФ, регламентирующую порядок обязательных сертификации и аттестации в гражданской авиации, добавили новый пункт 2.1, определяющий, что все беспилотные авиационные системы подлежат обязательной сертификации. Исключение составляют только беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности был выдан на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна.
В статье 32 Воздушного кодекса РФ даны новые характеристики легким и сверхлегким воздушным судам, а также добавлены пункты о пилотируемых и беспилотных воздушных судах и беспилотных авиационных системах. В частности, беспилотное воздушное судно - это воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна, а система - это комплекс, включающий в себя одно или несколько таких воздушных судов и средства для управления их полетом. Статья 33 ВК РФ дополнена пунктом 3.1, регламентирующим учет беспилотников, произведенных в России или ввезенных из-за границы. Статьей 34 ВК РФ определено, что при госрегистрации на борт "дрона" должны быть нанесены специальные опознавательные знаки.
Новая редакция статьи 36 ВК РФ определяет, что допуск к эксплуатации беспилотника может быть осуществлен только при наличии сертификата. Статья 56 ВК РФ определяет понятие экипажа беспилотного воздушного судна, а статья 57 ВК РФ регламентирует должность командира такого экипажа, в частности, предписывает, что командир "руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета". В связи с этим в кодекс была введена новая статья 58.1 ВК РФ, определяющая права командира беспилотного воздушного судна.
Поправки в статью 59 ВК РФ выбиваются из общего ряда, поскольку данная статья регламентируют действия командира и экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия. Это уточнение в нее было внесено в связи с появление в кодексе беспилотников. В статью 88 ВК РФ добавлена норма о том, что "поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного судна".
Кроме того, изменились требования к страхованию жизни и здоровья пассажиров и экипажей воздушных судов, а также ответственности их владельцев перед третьими лицами. В нормах статьи 131 ВК РФ понятие "максимальный взлетный вес воздушного судна" заменено на понятие "максимальная взлетная масс воздушного судна" в целях исчисления минимальной страховой суммы. В статье 132 ВК РФ определено, что "страховая сумма на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования".
Федеральный закон от 30.12.2015 N 462-ФЗ
Статья 32 Воздушного кодекса РФ. Воздушное судно
Статья 33 Воздушного кодекса РФ. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов
Статья 34 Воздушного кодекса РФ. Обозначения, наносимые на воздушные суда
Статья 56 Воздушного кодекса РФ. Экипаж воздушного судна
Статья 57 Воздушного кодекса РФ. Командир воздушного судна
Статья 58.1 Воздушного кодекса РФ. Права командира беспилотного воздушного судна
Статья 59 Воздушного кодекса РФ. Действия экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия
Статья 8 Воздушного кодекса РФ. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации