Должностная инструкция является одним из важнейших документов, регулирующих трудовую функцию работника в организации. Она определяет круг его функциональных обязанностей, устанавливает права работника, квалификационные требования и формирует порядок подчиненности в фирме. В связи с этим важно решить вопрос, где и в течение какого срока по закону в организации должны храниться должностные инструкции и их копии.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Должностные инструкции хранятся по правилам, определённым законами и приказами.
- Место хранения выбирает сама организация.
- Есть типовые инструкции и инструкции личного характера с разными сроками хранения.
- После окончания срока, документы архивируют или уничтожают.
- Длительное хранение инструкций может помочь в судебных спорах или при установлении трудового стажа.
НПА, регламентирующие срок хранения должностных инструкций
Следующие нормативно-правовые акты регламентируют срок, в течение которого хранятся должностные инструкции (ДИ) сотрудников в фирме:
- Трудовой кодекс РФ (ст. 8).
- Федеральный закон № 125-ФЗ от 22.10.2004.
- Приказ Росархива № 236 от 20.12.2019.
- Ведомственные нормативные акты, регулирующие место и срок, в течение которого хранятся ДИ в организациях, относящихся к определенной сфере (например, Приказ МВД № 50 от 01.02.2018).
- Локальные нормативные акты фирмы.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, обязан ли работодатель составлять должностные инструкции на каждого работника в отдельности или он вправе составить одну инструкцию на соответствующую должность. Используйте эти инструкции бесплатно.
Где должны храниться должностные инструкции сотрудников
Место хранения действующей должностной инструкции законом не определено. Конкретное место, где хранится ДИ, определяется локальными нормативными актами организации (например, положение о должностных инструкциях). В период действия ДИ находится в месте ее применения. В большинстве случаев ее хранят в кадровом подразделении — в сейфе или несгораемом шкафу. Если ДИ имеет персональный характер, то ее хранят в личном деле сотрудника.
Копии должностной инструкции хранятся в подразделении, где работает сотрудник. Они необходимы непосредственному руководителю для использования в работе. Например, для уточнения круга обязанностей подчиненного сотрудника и его прав. Копию документа допускается передавать работнику. Копии ДИ в таком случае должны храниться на рабочем месте сотрудника.
Может пригодиться:
Сколько хранятся должностные инструкции работников
В соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 22.10.2004 работодатели обязаны хранить архивную документацию по личному составу. Данная обязанность распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.
Срок, в течение которого фирма обязана хранить ДИ в архиве, зависит от ее вида. Росархивом установлены следующие сроки:
- Для типовых ДИ — три года с момента их замены новыми.
- Для индивидуальных ДИ, которые закончены делопроизводством до 01.01.2003, — 75 лет.
- Для индивидуальных ДИ, которые закончены делопроизводством после 01.01.2003, — 50 лет.
Подробнее: как уничтожить документы с истекшими сроками хранения
Многих работодателей интересует, зачем хранить так долго ДИ, если работник уволен. Такой длительный период, в течение которого фирма обеспечивает сохранность кадровой документации, вполне оправдан. Нередко конкретно ДИ спустя многие годы помогают работникам отстоять свои права.
В моей практике был случай, когда в споре с Пенсионным фондом суд признал особый характер работы сотрудницы, исходя из содержания должностной инструкции. И здесь потребуется оригинал, хранящийся в архиве организации. Копия, которая находится у работника, в качестве доказательства суд не примет. Именно благодаря этому документу удалось добиться для клиентки назначения страховой пенсии по старости досрочно, хотя с момента увольнения из организации прошло более 25 лет.
На заметку: как подтвердить трудовой стаж
Часто задаваемые вопросы по срокам и о месте хранения должностной инструкции сотрудника
-
Где должны храниться ДИ в организации?
В месте, которое определяется локальными нормативными актами фирмы.
-
Может ли ДИ храниться у работника?
Нет, работнику допускается передавать только копию документа.
-
В течение какого срока хранятся ДИ?
Период хранения определяется законом и зависит от вида документа. Типовые надлежит хранить три года, индивидуальные — 50 либо 75 лет.
-
Зачем фирме хранить ДИ в течение такого долгого периода?
Они помогут разрешить возникший трудовой спор между организацией и сотрудником, подтвердить работнику стаж при назначении пенсии.