Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба выпустили совместное письмо, разъясняющее, как потенциальные исполнители могут убедить заказчиков в соответствии дополнительным требованиям, если заказываемые им работы/товары/услуги подпадают под действие Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Этот документ предусматривает наличие обязательного опыта, если в государственных целях необходимо:
- сохранить объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, отреставрировать музейные предметы и музейные коллекции, документы;
- выполнить строительные работы, если начальная сумма лота превышает 10 миллионов рублей;
- оказать транспортные услуги, связанные с техобслуживанием, ремонтным монтажом и ремонтом железнодорожного подвижного состава, с оформлением соответствующих документов о возможности его последующей эксплуатации;
- выполнить работы по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации;
- сконструировать и изготовить оборудование, применяемое на объектах использования атомной энергии;
- отремонтировать вооружение и военную технику ядерного оружейного комплекса;
- провести капремонт или реконструкцию особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включаемых в состав автодорог, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей для государственных и 50 млн. рублей для муниципальных нужд;
- оказать услуги общественного питания и (или) поставить пищевые продукты для организаций, осуществляющих образовательных и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тысяч рублей.
При этом, от исполнителей также требуется наличие в собственности или аренде недвижимого имущества, оборудования и технических средств в необходимом для исполнения контракта объеме. Подтвердить это можно выпиской из ЕГРПН, подтверждающей право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, или копией договора аренды на эту недвижимость. Наличие необходимого опыта работы можно доказать копиями ранее выполненных контрактов (актами выполненных работ).
В своем объединенном письме ФАС и Минэкономики еще раз подтвердили, что этих документов предпринимателю достаточно для рассмотрения его в качестве кандидата на выполнение специфических госзаказов. В то же время чиновники уточнили, что если у заказчика имеются дополнительные требования к потенциальным исполнителям, то они обязательно должны предъявляться к участникам закупки. Последняя может осуществляться как в виде закрытого аукциона, так и в виде аукциона в электронной форме.
Чтобы и заказчики, и предприниматели понимали, какие именно дополнительные документы можно истребовать, в письме представлена специальная таблица способов определения поставщиков (исполнителей) и установления дополнительных требований к ним, на примере осуществлении закупок строительных работ. Из таблицы следует, что любые работы стоимостью до 10 млн рублей, которые заказываются в рамках госзакупок, должны проводиться на открытых аукционах без предъявления к подрядчикам дополнительных требований. Но, если цена контракта превышает указанную сумму, то заказчик должен проводить открытый конкурс или электронный аукцион уже с соблюдением правил дополнительной проверки потенциальных исполнителей заказа.
Таким образом, после публикации данного письма, предприниматели точно смогут понимать, есть ли у них шанс стать исполнителями технически сложных, дорогостоящих или просто стратегических заказов государства (и, тем самым, получить какие-то потенциальные преференции в дальнейшем). А заказчики и чиновники, в свою очередь, будут связаны правилами данной процедуры, что определенно снизит уровень нарушений и коррупции при проведении государственных либо муниципальных закупок
Распоряжение Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р
Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99