«О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"», разработанный Минэкономразвития России и поступивший на рассмотрение Государственной Думы РФ 23 июня 2015 года, прошел нулевое чтение в Общественной Палате РФ.
[C=935]
Правительственная инициатива направлена на расширение возможностей доступа для малых и средних предприятий к закупкам государственных компаний. Для этого чиновники собираются внести весомые изменения в действующее законодательство о закупках госкомпаний. В частности, изменить нормы Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, процедуры закупок должны стать максимально прозрачными, путем закрепления в законе исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок и основных требований к порядку их осуществления. Ведь в настоящее время именно неурегулированный законодательно вопрос с возможными способами закупок создает препятствия для участия в них субъектов малого бизнеса.
[C=934]
Кроме прозрачности процесса государственных закупок, законопроектом предусмотрена их гибкость -заказчики получат право самостоятельно выбирать способы закупки и видоизменять порядок их осуществления по своим потребностям. Однако только находясь в рамках требований определяемых законом.Но только до определенного предела - как только начальная цена контракта становится выше 200 млн рублей, заказчик получает право осуществлять закупки любым, в том числе и не предусмотренным законом, способом.
Материал по теме
Госзаказы станут доступнее
Но самое главное, на что делают основную ставку чиновники, - это расширение практики государственных закупок в электронной форме. Минэкономразвития России даже вводит в законодательство новое понятие "закупки в электронной форме". Такая форма закупок, по мнению чиновников, должна стать конкурентной процедурой. Право определять какой объем закупок госкомпаний будет осуществляться в электронной форме.
Для того, чтобы электронные закупки получили развитие, необходимо установить четкие правила деятельности электронных площадок. Ведь в настоящее время законом не определены четкие требования к операторам закупочных площадок. С сайтом zakupki.gov.ru интегрировано более 150 электронных площадок, включая иностранных юрлиц, в том числе зарегистрированных в офшорах. Из-за такого большого количества электронных площадок и непрозрачности их работы участникам государственных закупок приходится испытывать различные трудности, в том числе связанные с высокой стоимостью услуг, оказываемых площадками. Однако сокращать количество площадок чиновники не собираются. Скорее наоборот - операторов площадок предложено лицензировать.
Чтобы все желающие смогли наблюдать за процедурами размещения заказов и контролировать их весь процесс закупки, должна быть создана единая информационная система. Обязанности по ведению этой системы могут быть возложены на Казначейство России. Таким образом будет решена проблема с недостоверными сведениями, которые зачастую сообщают о себе заказчики при регистрации на сайте госзакупок.