Ведем реестр контрактов с учетом разъяснений Казначейства

Размер шрифта:

С 2022 года действуют новые правила ведения реестра контрактов в ЕИС по 44-ФЗ, заключенных заказчиками. Учитывайте обновления при регистрации записи о государственном или муниципальном контракте в Единой информационной системе.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. В реестре контрактов регистрируют все соглашения, заключенные заказчиками, и изменения к ним.
  2. Заказчики обязаны подавать информацию о контрактах в течение 5 рабочих дней, а для электронных процедур — в течение 3 дней.
  3. Некоторые реквизиты в реестре необязательны, но важны для проверки условий госзакупки.
  4. Контролеры проверяют соответствие финансирования плану-графику и объему финансирования.
  5. Не все контракты нужно вносить в реестр, есть исключения для определенных типов соглашений.

Проверка информации о заключенном контракте

Порядок ведения контрактного реестра закреплен в ст. 103 44-ФЗ с последними изменениями в 2024 году. Заказчики обязаны регистрировать заключенные контракты в ЕИС. В реестре отражают сведения о заключении и внесении изменений в соглашения, а сроки направления отличаются по видам процедур. Информацию направляют:

  • в течение 5 рабочих дней с даты заключения соглашения;
  • в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта по итогам электронных процедур (с 01.04.2023 — о заключении, с 01.07.2023 — о внесении изменений).

Вот как выглядит реестр муниципальных контрактов и госконтрактов в ЕИС:

Формирует и ведет реестр госконтрактов Федеральное казначейство. Заказчики предоставляют казначеям информацию для включения в реестровую запись Единой информационной системы (ч. 1, 3, 4 ст. 103 44-ФЗ).

ВАЖНО!
В 2022 году правила ведения перечня контрактов изменили. Новый порядок закреплен в Постановлении Правительства № 60 от 27.01.2022.

Сведения о заключенном контракте обязательно проверяют. Перечень информации, которую надо включить в реестровую запись контракта в ЕИС, приведен в п. 10 правил из ПП РФ № 60. А в пп. «д» п. 18 правил указаны реквизиты, которые контролеры проверяют на соответствие условиям госконтракта.

Список заключенных соглашений опубликован в открытой части сайта: реестр контрактов в закрытой части сайта не ведется. В закрытой части тоже публикуют информацию о госконтрактах, но только о тех, которые не доступны широкому кругу пользователей, — с гостайной или по решению правительства.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы вести реестр контрактов без ошибок и нарушений.

Необязательные реквизиты для контракта

Некоторые реквизиты надо включать в реестр, хотя они и не обязательны для госконтрактов. Требования к содержанию соглашений прописаны в Федеральной контрактной системе (ст. 34 44-ФЗ). А в правилах закреплено, что ведение реестра контрактов предусматривает включение информации, необязательной для госконтракта. Это касается некоторых кодов:

  • ОКОПФ — организационно-правовая форма заказчика;
  • ОКПД2 — классификация продукции по видам экономической деятельности;
  • КБК — код бюджетной классификации для оплаты по контракту;
  • КВР — код вида расходов.

Кроме того, в реестре надо указывать способ определения поставщика и размер аванса. Эти реквизиты проверяют на соответствие условиям госконтракта, если они в нем указаны. Но поскольку эта информация в соглашении не обязательна, ее отсутствие в контракте не является основанием для отрицательного результата проверки.

Но есть важный нюанс. Контролеры проверяют непревышение объема финансового обеспечения по плану-графику над объемом финансирования, доведенным заказчику на осуществление закупки по извещениям и условиям контрактов (ч. 5, 5.1 ст. 99 44-ФЗ). Проверку проводят по информации, опубликованной в Единой информационной системе. Финансирование проверяют по каждому КБК (п. 14 правил контроля из ПП РФ № 1193 от 06.08.2020).

Кроме того, проверят и КВР по источнику финансирования и его соответствие объекту закупки, который указан в извещении и проекте контракта в ЕИС в случаях, предусмотренных п. 2, 3, 6, 7, 10-14, 16, 17, 19, 22, 31-33,35, 37-39, 47, 48, 54, 55 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (пп. «г» п. 11 правил контроля). Это означает, что коды бюджетной классификации и вида расходов надо указывать и в проекте контракта, и в самом госконтракте.

Проверка размера обеспечения госконтракта и обеспечения гарантийных обязательств

Обеспечение исполнения и гарантийных обязательств по контракту проверяют, если их вносят в форме денежных средств (пп. «д» п. 18 правил № 60). Но для СМП сделали исключение: им не надо предоставлять обеспечение исполнения и гарантийных обязательств, если участник предоставит подтверждение из реестра контрактов (ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ).

Даже если по условиям госконтракта требуется обеспечение, субъекты малого предпринимательства его не предоставляют. А это означает, что сведения об обеспечении не включаются в реестр контрактов. Информацию об освобождении поставщика от обеспечения тоже не показывают в госреестре. И отсутствие таких условий в закупках не является нарушением только для СМП. Во всех остальных случаях несоответствие информации повлечет отрицательный результат проверки.

Аванс по контрактам на оказание коммунальных услуг

Сведения о размерах авансирования по госконтракту и по каждому его этапу надо включать в госреестр (пп. «и» п. 10 правил). При реализации этапа аванс отражают в виде процента цены этапа. В функционале ЕИС тоже предусмотрена такая возможность: авансирование показывают либо в процентном, либо в денежном выражении. Система автоматически пересчитывает показатель в процентное или денежное выражение соответственно.

Для госконтрактов на оказание коммунальных услуг действуют специальные правила расчета аванса. Его рассчитывают по плановому или фактическому объему потребления, и в денежном выражении он отличается от периода к периоду. В реестре ЕИС авансы по коммуналке показывают только в процентном выражении.

Информация об агенте по сбору платежей, который не является стороной госконтракта

В госконтракте по 44-ФЗ нельзя указывать несколько поставщиков. По правилам, заказчик платит непосредственно поставщику, подрядчику или исполнителю (п. 2 ч. 1 ст. 94 44-ФЗ). Оплата товаров, работ и услуг контрагенту, который не является стороной контракта, не предусмотрена (письма Минфина № 24-01-06/104735, 24-03-08/104809 от 01.12.2020). Такие платежи не санкционируют. В госреестре соглашений по 44-ФЗ такие сведения не показывают.

Информация об исполнении госконтракта

По правилам, обязательно и размещение в ЕИС информации об исполнении контракта по 44-ФЗ в 2024 году — отражают и исполнение госконтракта, и отдельного его этапа (п. 11 правил). В госреестр включают информацию и документы:

  • о приемке товаров, работ, услуг — не позднее одного рабочего дня после дня их подписания, а если подписали в ЕИС (электронное актирование), отправьте сведения в день подписания;
  • об оплате поставки или аванса по товарам, работам, услугам — размещение платежного поручения в ЕИС в 2024 году проводится в течение пяти рабочих дней со дня после подписания документов, а с 01.01.2023 сроки направления информации изменятся;
  • о договорах с соисполнителями, субподрядчиками из числа СМП и СОНКО (ч. 6 ст. 30 44-ФЗ);
  • о применении мер ответственности и совершении других действий, если стороны нарушили условия госконтракта.

А если госконтракт расторгли или признали недействительным в суде, включите в реестровую запись (п. 13 правил):

  • информацию и документы о расторжении соглашения — решение об одностороннем отказе от исполнения и проч.;
  • информацию о признании госконтракта недействительным.

Если из-за расторжения соглашения заказчику или поставщику причинен ущерб, в госреестр вносят сведения об уплате возмещения такого ущерба. Информацию о расторжении или признании договора недействительным направляют казначеям в течение пяти рабочих дней со дня после расторжения соглашения. Если госконтракт заключили по результатам электронных процедур, отчитайтесь о расторжении в течение трех рабочих дней.

ВАЖНО!
С 01.07.2023 срок подачи сведений сократят с пяти до трех рабочих дней. А соглашения о расторжении договора начнут подписывать в ЕИС.

Контракты, которые не надо включать в реестр

Есть соглашения, которые не надо регистрировать в ЕИС. К ним относятся (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ, п. 6 правил):

  • госконтракты с единственным поставщиком, которые заключили по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Не регистрируют соглашения с единственным поставщиком на закупку работ, услуг по техобслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, работ по сохранению объектов культурного наследия, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений заказчика, услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, по обращению с ТКО. Но только если все эти работы оказываются другому лицу или другим лицам, которые используют нежилые помещения в здании заказчика (п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • соглашения с едпоставщиком на закупку Росстатом и его подразделениями у физлиц работ по сбору, обработке первичных статистических данных (п. 42 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • госконтракты с единственным поставщиком на закупку библиотеками, образовательными учреждениями, научными организациями услуг по предоставлению права доступа к зарубежным базам данных, к базам данных международных индексов научного цитирования из правительственного перечня (п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • договоры с едпоставщиком на закупки у физлиц за счет финансовых средств, которые выделили на оперативно-розыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • госконтракты, заключенные заказчиками, которые работают и заключают соглашения на территории иностранных государств.

Кроме того, не надо вносить реестровые записи по госконтрактам с особенностями, определенными российским правительством, из-за которых нельзя размещать сведения в ЕИС (ч. 1 ст. 111 44-ФЗ). А вот соглашения с единственным поставщиком по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ — исключение. Заказчики обязаны регистрировать такие сведения в Единой информационной системе.

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.