Какие функции выполняет государственный земельный контроль

Размер шрифта:

Государственный земельный надзор — это система мер, направленных на соблюдение реализации норм законодательства в сфере использования земельных ресурсов различными субъектами хозяйствования.

Основной документ, регламентирующий земельный надзор и контроль, — Земельный кодекс Российской Федерации. В частности, вопросам контроля посвящена глава 12 этого нормативного акта. Порядок осуществления надзора устанавливает «Положение о государственном земельном надзоре», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. №1.

Государственный земельный контроль: виды и подконтрольные лица

Согласно ЗК РФ, существуют следующие виды контроля:

  • государственный;
  • муниципальный;
  • общественный.

Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль имеют одинаковые задачи, разница состоит в уровне, на котором производится их воплощение. Иными словами, государственный и муниципальный контроль направлены на пресечение действий различных субъектов, нарушающих нормы законодательства о земле. Однако второй вид контроля производится на местном уровне.

Что касается общественного контроля, то он подразумевает деятельность граждан, общественных организаций, негосударственных некоммерческих объединений, которые ведут наблюдение за действиями органов государственной власти и местного самоуправления в отношении распоряжения землей. Несмотря на то что структуры, занимающиеся общественным контролем, являются негосударственными, их деятельность должна осуществляться строго в соответствии с законодательством РФ.

Надзорные мероприятия осуществляются в отношении:

  • частных физических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • юридических лиц;
  • представителей органов государственной власти;
  • представителей органов местного самоуправления.

Все эти лица имеют право обратиться в надзорные органы по факту нарушения их прав в части ЗК РФ. В свою очередь ведомства обязаны провести проверку для установления факта нарушения.

Какие функции выполняют контролирующие органы

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством федеральными органами. Среди контролирующих органов:

  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

В рамках своей деятельности эти органы следят за исполнением требований:

  • ЗК РФ и других нормативных актов в части правильного оформления участков и недопущения самозахвата земли;
  • к правильности оформления пользования участками юрлиц;
  • к целевому использованию земли;
  • к наличию и сохранности межевых знаков;
  • законодательства в сфере выделения участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • предписаний по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий и т. д.

Это далеко не полный перечень функций органов государственного земельного контроля. Для выполнения всех этих задач уполномоченное ведомство осуществляет различные проверки: плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся на основании утвержденных графиков. Такие проверки могут осуществляться не чаще, чем 1 раз в 2 года по каждому участку. Решение о проведении внеплановых проверок принимается на основании:

  • жалоб физических и юридических лиц, а также органов власти;
  • сообщений в СМИ о нарушениях законодательства;
  • актов судебных органов.

Срок проведения проверки устанавливается соответствующим распоряжением, и он не может превышать 1 месяц.

По результатам проверок составляются акты, а также предписания по устранению выявленных нарушений. Указанные документы направляются проверяемым субъектам в течение 15 дней с момента проверки. Нарушения должны быть устранены в сроки, указанные в предписании.

Ответственность за нарушения земельного законодательства

В случае если нарушения, выявленные проверкой, не устранены в указанный период, это влечет применение штрафных санкций. Например, нарушение режима использования участков и лесов в водоохранных зонах будет стоить:

  • для физических лиц — от 3000 до 5000 рублей,
  • для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей,
  • для юрлиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такие меры предусмотрены статьей 8.12 КоАП РФ.

Оставить комментарий Распечатать
Абрамсон София
Абрамсон София специалист по трудовым отношениям, экономист

В 2014 году закончила МАУП по специальности экономика. С 2013 по 2014 год работала секретарем в компании "Недвижимость и инвестиции". С 2015 года - автор PPT