Государственный земельный надзор — это система мер, направленных на соблюдение реализации норм законодательства в сфере использования земельных ресурсов различными субъектами хозяйствования.
Навигация
Основной документ, регламентирующий земельный надзор и контроль, — Земельный кодекс Российской Федерации. В частности, вопросам контроля посвящена глава 12 этого нормативного акта. Порядок осуществления надзора устанавливает «Положение о государственном земельном надзоре», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. №1.
Государственный земельный контроль: виды и подконтрольные лица
Согласно ЗК РФ, существуют следующие виды контроля:
- государственный;
- муниципальный;
- общественный.
Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль имеют одинаковые задачи, разница состоит в уровне, на котором производится их воплощение. Иными словами, государственный и муниципальный контроль направлены на пресечение действий различных субъектов, нарушающих нормы законодательства о земле. Однако второй вид контроля производится на местном уровне.
Что касается общественного контроля, то он подразумевает деятельность граждан, общественных организаций, негосударственных некоммерческих объединений, которые ведут наблюдение за действиями органов государственной власти и местного самоуправления в отношении распоряжения землей. Несмотря на то что структуры, занимающиеся общественным контролем, являются негосударственными, их деятельность должна осуществляться строго в соответствии с законодательством РФ.
Надзорные мероприятия осуществляются в отношении:
- частных физических лиц;
- индивидуальных предпринимателей;
- юридических лиц;
- представителей органов государственной власти;
- представителей органов местного самоуправления.
Все эти лица имеют право обратиться в надзорные органы по факту нарушения их прав в части ЗК РФ. В свою очередь ведомства обязаны провести проверку для установления факта нарушения.
Какие функции выполняют контролирующие органы
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством федеральными органами. Среди контролирующих органов:
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
В рамках своей деятельности эти органы следят за исполнением требований:
- ЗК РФ и других нормативных актов в части правильного оформления участков и недопущения самозахвата земли;
- к правильности оформления пользования участками юрлиц;
- к целевому использованию земли;
- к наличию и сохранности межевых знаков;
- законодательства в сфере выделения участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- предписаний по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий и т. д.
Это далеко не полный перечень функций органов государственного земельного контроля. Для выполнения всех этих задач уполномоченное ведомство осуществляет различные проверки: плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся на основании утвержденных графиков. Такие проверки могут осуществляться не чаще, чем 1 раз в 2 года по каждому участку. Решение о проведении внеплановых проверок принимается на основании:
- жалоб физических и юридических лиц, а также органов власти;
- сообщений в СМИ о нарушениях законодательства;
- актов судебных органов.
Срок проведения проверки устанавливается соответствующим распоряжением, и он не может превышать 1 месяц.
По результатам проверок составляются акты, а также предписания по устранению выявленных нарушений. Указанные документы направляются проверяемым субъектам в течение 15 дней с момента проверки. Нарушения должны быть устранены в сроки, указанные в предписании.
Ответственность за нарушения земельного законодательства
В случае если нарушения, выявленные проверкой, не устранены в указанный период, это влечет применение штрафных санкций. Например, нарушение режима использования участков и лесов в водоохранных зонах будет стоить:
- для физических лиц — от 3000 до 5000 рублей,
- для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей,
- для юрлиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Такие меры предусмотрены статьей 8.12 КоАП РФ.