Нюансы эксплуатации контрольно-кассовой техники

Размер шрифта:

Отработав много лет в сфере налогового консалтинга, я знаю, что вопросы, связанные с эксплуатацией контрольно-кассовой техники до сих пор не теряют актуальности. И постоянные изменения, вносимые в законодательство по ее применению, ясности также не прибавляют. Чтобы разобраться в текущих требованиях к контрольно-кассовой технике, предлагаю обсудить некоторые нюансы использования ККТ.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Организации и предприниматели должны использовать кассовые аппараты и выдавать чеки.
  2. Есть исключения, когда ККТ можно не использовать, например, при платеже через банк.
  3. Кассиры обязаны работать только с правильной моделью и по договору с оператором фискальных данных.
  4. Если фискальные данные не передаются 60 дней, может возникнуть подозрение в нарушении.
  5. Для регистрации кассового аппарата нужна специальная форма и отчет в налоговую.

Кто обязан использовать ККТ

Требования к контрольно-кассовой технике при осуществлении расчетов за товары (работы, услуги, права) установлены Фед. законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ». В нем подробно изложен порядок осуществления таких операций, требования к оборудованию, условия эксплуатации.

В соответствии с п. 1 и п. 2.1 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ, применять ККТ в своей деятельности обязаны любые организации и ИП с обязательной выдачей кассовых чеков гражданам (покупателям, клиентам), включая оплату по QR-коду. При этом обязанность применения контрольно-кассовой техники связывается не только со своевременной выдачей чека или БСО, но и с большим количеством сопутствующих требований: от «правильной» модели фискального накопителя до наличия договора с сертифицированным оператором фискальных данных (ОФД).

Тем не менее, из каждого правила есть исключения. Например, неприменение ККТ возможно при использовании организациями и ИП своих расчетных счетов, например, с помощью банковских платежных поручений (п. 9 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

ВАЖНО!
Ст. 2 закона № 54-ФЗ запрещает неприменение ККТ при расчетах между организациями и ИП наличными деньгами или с помощью предъявленной корпоративной банковской карты!

Существует еще ряд случаев, особо оговоренных законом № 54-ФЗ, когда возможно легитимное неприменение контрольно-кассовой техники, например:

  • при продаже ценных бумаг;
  • в деятельности кредитных и религиозных организаций;
  • при продаже питания учащимся образовательных организаций;
  • для некоторых ИП на патенте (при условии выдачи покупателю расчетного документа);
  • при осуществлении расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях.

В последнем случае необходимо учитывать требования, изложенные в Постановлении Правительства РФ от 15.03.2017 № 296, регулирующие правила выдачи расчетных документов без применения контрольно-кассовой техники. За их нарушение предусмотрена ответственность, как за неприменение ККТ!

Подробнее:

Требования к контрольно-кассовой технике

Все обязательные требования к контрольно-кассовой технике и порядку ее эксплуатации установлены законом № 54-ФЗ и принятыми на его основе нормативно-правовыми актами различных госорганов. Например, требование регистрации и перерегистрации ККТ, установленное ст. 4.2 закона № 54-ФЗ, привело к появлению соответствующих НПА, регулирующих порядок ее учета. В частности, основные механизмы постановки ККТ на учет (или снятия с учета) изложены в Приказе Минфина РФ от 22.07.2013 № 69н об административном регламенте ФНС по ведению госреестра контрольно-кассовой техники.

Дополнительные требования к эксплуатации контрольно-кассовой техники содержатся в нормативных документах, регламентирующих госконтроль за ее использованием. В качестве примера можно привести Фед. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля, а также принятое на его основе положение о федеральном надзоре за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, утв. Пост. Правительства РФ от 28.02.2022 № 272.

С целью обобщения обязательных требований, учитываемых при проведении контрольных мероприятий, Минфином РФ был издан Приказ от 06.06.2023 № 88н «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований…», предъявляемых к контрольно-кассовой технике. В частности, этот приказ описывает некоторые подозрительные моменты, связанные с эксплуатацией ККТ, при которых у ФНС возникает подозрение о ее неприменении, например:

  • в течение 60 календарных дней фискальные данные ККТ не передаются в АИС (автоматизированную информационную систему) ФНС;
  • доля кассовых чеков коррекции составляет 30% и более от общего количества чеков, выданных в течение месяца.

Эксплуатация контрольно-кассовой техники

Эксплуатация кассовой техники содержит много нюансов, влияющих на ее применение. Например, процедура ввода такого оборудования в эксплуатацию в онлайн-режиме содержит следующие этапы:

  • необходимо иметь фискальный накопитель, срок действия которого (36 или 15 месяцев) соответствует характеру работы пользователя;
  • нужен договор с оператором связи, предоставляющим доступ в интернет;
  • нужен договор с уполномоченным ОФД (п. 3 ст. 5 закона № 54-ФЗ), через которого будут передаваться фискальные данные;
  • необходимо зарегистрировать ККТ в ИФНС (ст. 4.2 закона № 54-ФЗ).

Для постановки на учет используется форма заявления о регистрации контрольно-кассовой техники (КНД 1110061), утв. Приказом ФНС РФ от 08.09.2021 № ЕД-7-20/799@, которая может выглядеть примерно так:

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Форма КНД 1110061 многостраничная, т. к. в ней необходимо указать многочисленные характеристики вводимой в эксплуатацию контрольно-кассовой техники: от наименования и ИНН ее владельца (пользователя) до параметров фискального накопителя. Причем не позднее следующего рабочего дня после отправки заявления пользователь должен отправить в ИФНС отчет о ее регистрации.

Подробнее: как правильно выбрать и зарегистрировать ККТ

Одним из нюансов эксплуатации контрольно-кассовой техники является возможность передачи фискальных данных не только через ОФД, но и с использованием кабинета ККТ на сайте ФНС. Доступ к нему обеспечивается через личный кабинет налогоплательщика в соответствии с требованиями п. 9 порядка ведения кабинета ККТ, утв. Приказом ФНС РФ от 08.09.2021 № ЕД-7-20/798@.

Еще одним немаловажным нюансом эксплуатации является оформление ремонта оборудования. Многие пользователи не понимают, есть ли в законе № 54-ФЗ требование заключать договор на обслуживание ККТ, даже в тех случаях, когда аппарат новый и работает без сбоев? Для таких случаев нужно иметь в виду, что действующее законодательство не связывает процесс эксплуатации ККТ с наличием такого договора. Конечно, при поломке такого сложного оборудования без специализированного сервисного центра не обойтись, не нужно пытаться чинить его собственными силами!

Часто задаваемые вопросы эксплуатации ККТ

Эсаат Ф. Самединов Эксперт-консультант

С 1991 года – бессменный руководитель ООО «Фирма «ТОТ», одной из старейших консалтинговых компаний страны (учет, налогообложение, страхование, работа с персоналом и др.). С сентября 2022 года зарегистрирован в качестве налогоплательщика НПД.