Рейтинг@Mail.ru

Как прописать порядок оплаты в договоре

Размер шрифта:

Порядок оплаты по договору — это условие об определении способа внесения платежей за поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ или передачу иных прав. Например, аванс, предоплата, расчет постфактум или рассрочка.

Распространенные варианты платежей по сделке

Одно из ключевых условий контракта — это порядок расчетов по договору, для которого стороны обязаны согласовать, как и каким образом производятся платежи и расчеты за отгрузку продукции, выполнение работ или услуг.

Партнеры договариваются о форме, валюте, сроках и периодичности внесения платы по контракту. К примеру, самая распространенная форма — это безналичные расчеты платежными поручениями. Срок внесения оплаты устанавливается в индивидуальном порядке. Большая часть платежей осуществляется в российских рублях.

Вариантов расчетов между контрагентами несколько. Напомним, какие бывают формы оплаты по договору в 2020 году:

  1. Авансирование. Условиями контракта предусматривается выплата аванса. Величина авансового платежа определяется сторонами сделки. Распространенный вариант — перечисление аванса в размере 30% от суммы договора.
  2. Предоплатная система. Система схожа с авансированием, но предусматривает до 100% оплаты стоимости договора вперед. То есть заказчик сначала оплачивает сделку, и только потом исполнитель выполняет условия.
  3. Постоплата. Способ расчета полностью противоположен предоплатной системе. В данном случае сделка оплачивается заказчиком после 100% исполнения условий договора. Например, только после отгрузки товара на склад заказчика.
  4. Рассрочка и отсрочка. Фактическая оплата товара по договору поставки распределяется по времени. График внесения платежей согласуется сторонами в отдельном порядке. Рассрочка или отсрочка платежа по контракту бывает бесплатной (беспроцентной) или же предусматривает начисление дополнительных процентов.

Сторонам важно учитывать особенности и правила, как прописать условия оплаты в договоре, неверная формулировка или спорная трактовка приведет к дополнительным рискам по образованию задолженностей.

Оплата постфактум: примеры правильных формулировок

Для согласования условий оплаты по факту стороны обязаны определить срок, в который заказчик перечисляет денежные средства в пользу исполнителя. Порядок, как прописать сроки оплаты в договоре, стандартный. Это, например, конкретная календарная дата или же период времени.

ВАЖНО!
Сумма постоплаты может расцениваться как коммерческий кредит (п. 1 ст. 823 ГК РФ). Если стороны определили такой способ расчетов, то в контракте следует прописать условия предоставления коммерческого кредита, проценты по нему и порядок его уплаты.

Постоплата, или «товар в кредит» предполагает, что поставка находится в залоге у продавца (поставщика) до полной его уплаты (п. 5 ст. 488 ГК РФ). Покупатель не вправе распоряжаться товарами без согласия продавца. Но в контракте допустимо прописать условие об отмене залога (п. 2 ст. 346 ГК РФ).

Пример, как прописать в договоре порядок оплаты постфактум:

Покупатель обязан оплатить товар в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения товара.

Сумма, подлежащая уплате, является коммерческим кредитом для покупателя. Покупатель уплачивает поставщику проценты от цены товара в размере 9% годовых за каждый день с момента поставки товара до его полной оплаты покупателем. Проценты уплачиваются единовременно вместе с оплатой товара.

Товар, передаваемый по договору, не считается находящимся в залоге у поставщика.

В некоторых случаях отсрочка оплаты регламентируется нормативными актами. Например, это предусмотрено для поставки отдельных продовольственных товаров с ограниченным сроком годности.

Аванс или предоплата: оформляем сделку

При авансовой или предоплатной системе расчетов составляется договор на оплату до получения товара или выполнения работ (услуг). Стороны согласуют важные условия в следующем порядке:

  1. Определите размер аванса. Допускается указать определенную сумму аванса или установить его в процентах от общей цены сделки. Например, аванс — 100 000 рублей или 45% от стоимости контракта.
  2. Конкретизируйте срок уплаты аванса (внесения предоплаты). Это может быть конкретная календарная дата или определенный период времени. Например, внести аванс до 15 сентября 2020 года или перечислить предоплату в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта.
  3. Установите объем или часть стоимости товара (работы, услуги), в пользу которых зачтется аванс. Это важное условие сделки, его нельзя игнорировать.

Пример формулировки предоплаты в контракте:

Срок поставки продукции — 08.02.2020. Покупатель обязан оплатить поставку путем внесения аванса в размере 100% стоимости товара в срок до 05.02.2020.
ВАЖНО!
Если аванс является коммерческим кредитом, то стороны обязаны прописать условия его предоставления.

Пример формулировки для соглашения, когда аванс выдан как коммерческий кредит:

С момента получения аванса до момента передачи товара поставщик уплачивает покупателю проценты за пользование коммерческим кредитом в размере 0,03 (ноль целых три сотых) процента от суммы аванса в день. Проценты за весь период уплачиваются единовременно, в течение 3 (трех) рабочих дней после передачи товара.

Как указать условие о плате наличными

Когда способ уплаты по сделке определен, сторонам необходимо уточнить форму расчета. Контрагенты вправе выбрать один из трех форматов:

  • предусмотреть наличный расчет в договоре;
  • осуществить безналичный платеж, например, при помощи платежных поручений;
  • рассчитаться с помощью иного встречного предоставления (оказать услугу, выполнить работу и пр.).

При выборе наличной формы расчетов существует важное ограничение. Организации и предприниматели не вправе производить оплату наличными в рамках одного договора свыше установленного лимита в 100 000 рублей (п. 4 Указаний Банка России от 09.12.2019 №5348-У). В противном случае компанию или ИП привлекут к ответственности за нарушение правил ведения кассовой дисциплины.

Как прописать порядок оплаты в валюте

Если оплата по договору производится в иностранной валюте, то это условие следует тоже включить в контракт. Необходимо указать наименование иностранной валюты, стоимость договора и порядок внесения платежей. Например, для расчетов в инвалюте сторонам придется открыть новые расчетные счета в банке.

ВАЖНО!
Если расчет в иностранной валюте производится наличными, то действует аналогичное ограничение в 100 000 рублей. В рамках одного контракта допускается заплатить наличкой сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов. Проверьте, не нарушено ли данное условие в сделке. При превышении лимита предусмотрены штрафы.

Контракт без ошибок

Специальный конструктор договоров от КонсультантПлюс поможет составить любое коммерческое соглашение без ошибок. Отвечайте на простые вопросы системы, чтобы определить ключевые условия сделки.

Получите бесплатный доступ, чтобы попробовать.
Оставить комментарий Распечатать
Евдокимова Наталья
Евдокимова Наталья Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте