Разбираемся с новыми правилами для подотчета

Размер шрифта:

Новые правила выдачи подотчетных сумм с 2024 года действуют уже с 1 октября. Разбираемся, как теперь выдавать деньги подотчет.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Новые правила работы с подотчетом ввели изменения в процедуру выдачи денег.
  2. Деньги под отчет могут выдавать только работникам с трудовым договором или по гражданско-правовому договору.
  3. Сотрудникам больше не нужно подавать заявление для получения денег под отчет, достаточно приказа руководителя.
  4. Организация самостоятельно устанавливает срок для предоставления авансового отчета по остаткам.
  5. Деньги могут выдаваться наличными или переводом на карту работника, если это указано в локальных документах компании.

Чем регулируется подотчет

Указание Центробанка № 3210-У от 11.03.2014 устанавливает новые правила работы с подотчетниками для организаций и индивидуальных предпринимателей. Последние изменения внесли Указанием Банка России № 6658-У от 09.01.2024. Теперь кассиры вправе не требовать от получателей денег удостоверение личности, хотя и обязаны убедиться, что перед ними лицо, указанное в расходном ордере.

Ранее кассирам запретили выдавать денежные купюры с повреждениями: загрязнением поверхности лицевой или оборотной сторон, которые привели к снижению яркости изображения на 8 % и более, с посторонними надписями или рисунками, состоящими из двух и более знаков или символов, с оттисками штампа или пятнами диаметром 5 мм и более. Если банкнота содержит одно и более из указанных повреждений и другие, которые описаны в пункте 2.9 Положения Банка России № 630-П от 29.01.2018, то ее надо сдать в банк

Полезно: как вести учет расчетов с подотчетными лицами

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно оформлять выдачу денег подотчетным лицам.

Порядок выдачи денежных средств под отчет в 2024 году

Важные правила подотчета:

  • выдать деньги под отчет разрешено только работнику, с которым работодатель подписал трудовой договор (ст. 15 ТК РФ), или физлицу, работающему по договору гражданско-правового характера (Письмо ЦБ РФ № 29-Р-Р-6/7859 от 02.10.2014);
  • для выдачи денег сотрудники не должны подавать заявление, основанием для выплаты авансированной суммы выступает приказ, распоряжение или решение, подписанное руководителем;
  • срок предоставления авансового отчета подотчетным лицом в 2024 году устанавливает организация;
  • деньги под отчет выдают, даже если есть задолженность по прошлым подотчетным суммам.

И хотя заявка под отчет больше не нужна, многие продолжают писать такие заявления, и это не нарушение. В заявке подотчетного лица о выдаче денег больше необязательна запись о сумме и о сроке, на который выдаются наличные. Подписывать заявление у руководителя тоже необязательно. Организации вправе оформить один приказ сразу на несколько процедур выдачи наличных одному или нескольким подотчетным лицам. В таком распоряжении указывают:

  • фамилии и инициалы получателей наличных;
  • суммы наличных;
  • сроки, на который выданы средства под отчет.
ВАЖНО!
Отдельный приказ не нужен, если есть заявление о выдаче денег под отчет от работника, которое подписал руководитель (пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У).

В соответствии с новым порядком выдачи и расходования подотчетных сумм в 2024 году требование об обязательном авансовом отчете в трехдневный срок больше не применяется. Теперь организации и ИП самостоятельно устанавливают срок, через который подотчетное лицо отчитывается и возвращает остаток денег в кассу. Этот срок утверждает руководитель организации или индивидуальный предприниматель: указывает его в распоряжении о выдаче денег под отчет. Если приказ не делали, то сроки оговаривают в заявлении подотчетника.

Комментирует Евгения Мемрук

основатель учебного центра для бухгалтеров ВIZNESINALOGI, популярный в соцсетях бухгалтерский блогер

Подотчет... он такой подотчет. Не забываем, что всегда будут ИП и гендиры, которые захотят оплачивать личные покупки с корп.карты или со счета. А потом будут приходить и ставить бухгалтеров перед фактом: «Я тут телефон жене купил, проведи как подотчет».

Предположим, в такой ситуации аутсорсер клиента в в чувство приведет. А штатный бухгалтер может директору и не решиться напомнить, что:

  • деньги фирмы — не личные деньги гендира (даже если он единственный учредитель);
  • средства на р/с — это как бы еще не совсем прибыль;
  • налоговики этот фиктивный подотчет на раз выявляют — а это претензии по неудержанному НДФЛ, неначисленным страховым взносам, пени, штрафы.

А еще есть риск, что прилетят налог на прибыль, а если принимали к вычету, то и НДС — ну, и про штрафы с пенями опять же не забываем.

А крайним вновь станет бухгалтер.

Подслушано в бухгалтерии — видео-обзоры Евгении Мемрук

Как выдают деньги под отчет

Для организаций новые правила подотчета в 2024 году представляют собой определенный алгоритм:

  1. Сотрудник предоставляет в бухгалтерию приказ на выдачу денег под отчет или свое заявление за подписью руководителя учреждения в произвольной форме. В приказе разрешено указывать несколько сумм или несколько работников.
  2. Подотчетникам разрешили выдавать деньги, даже если у них есть долг по ранее выданным авансам. Но, поскольку отменили 3-дневный срок для авансового отчета, рекомендуется провести полную сверку взаиморасчетов перед выдачей денег.
  3. К авансовому отчету надо приложить все имеющиеся документы, подтверждающие расходы. Неизрасходованные деньги возвращаются в кассу организации. Бухгалтер создает приходный кассовый ордер.
  4. Бухгалтер или кассир проверяют полученные авансовый отчет и первичные документы на предмет правильности их заполнения. Срок проверки устанавливается самостоятельно каждым учреждением через локальные акты.
ВАЖНО!
Если руководство организации хочет обезопасить себя от невозврата, то утвердите запрет на выдачу денежных средств при наличии у работника действующей задолженности. Вы сможете это сделать в локальном положении о расчетах с подотчетными лицами.

Может пригодиться:

Работник вправе получить авансом любую сумму денежных средств без ограничений. Если сотрудник рассчитывается с поставщиками, подрядчиками или исполнителями в качестве представителя компании, то наличная сумма ограничивается 100 000 рублей по одному контракту.

Подробнее: какую сумму можно выдать подотчет

Можно ли подотчетные суммы перечислить на карту

Каждая организация самостоятельно определяет, каким способом сотруднику можно выдать сумму под отчет, — налично или безналично. Нормативно-правовое регулирование не устанавливает никаких запретов на перечисление денежных средств подотчет на корпоративную или дебетовую пластиковую карту работника (Письмо Минфина № 03-11-11/42288 от 25.08.2014). О возможности перевода авансовых денег на зарплатную карту говорит и Минфин (Письмо № 09-01-07/46781 от 21.07.2017). Но для этого надо закрепить локальный порядок, по которому операции с подотчетными средствами (выдача и отчет) проводятся безналично. Сделайте это в:

  • своей учетной политике;
  • положении о расчетах с подотчетными лицами;
  • приказе о разработке бланков стандартной авансовой отчетности.

Безналичный перевод подотчетных средств отмечают дополнительным пунктом.

Обязательно заявление на выдачу денег под отчет

Деньги выдают на основании приказа, распоряжения или решения руководителя либо по письменному заявлению подотчетного лица в произвольной форме. В таком заявлении пишут, какая сумма требуется и на какой срок можно выдавать деньги в подотчет сотруднику или работнику по ГП. Заявку обязательно подписывает руководитель организации.

Если работник потратил личные деньги

На практике расчеты с подотчетными лицами в 2024 году с учетом последних изменений ведутся так: если работник расплатился собственными деньгами для нужд компании, то ему их возместят. Для этого подотчетник составляет отчет в свободной форме. Кроме того, надо написать заявление о возмещении потраченных сумм. Руководитель принимает, рассматривает и утверждает заявку. Затем издает приказ о возмещении потраченных денег.

ВАЖНО!
Если работник потратил собственные деньги, то это не подотчет!

Порядок возмещения утвердите в учетной политике. Бухгалтеру надо внимательно проверить все первичные документы, которые работник представил для компенсации собственных расходов. При возможности работнику необходимо оформлять первичку непосредственно на организацию, чтобы ему не начислили НДФЛ при возмещении затрат. Письмо Минфина № 03-04-06/3-65 от 08.04.2010 разъясняет: в таких действиях сотрудника нет экономической выгоды — соответственно, отсутствует налогооблагаемая база.

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.