Что такое удостоверяющие центры, какие они есть и чем занимаются

Размер шрифта:

Для получения электронной подписи необходимо обратиться в удостоверяющий центр. Разбираемся, какие организации являются удостоверяющими центрами и чем они различаются.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Удостоверяющий центр помогает создать и управлять электронной подписью.
  2. Электронная подпись нужна, чтобы подтвердить, что документ или сообщение подписали вы.
  3. Есть государственные и частные центры, которые выдают разные виды подписей.
  4. Простую подпись можно создать самому, а другие виды — через центр.
  5. Выбирая центр, важно учитывать его аккредитацию, репутацию и безопасность данных.

Что такое удостоверяющий центр

Удостоверяющий центр (УЦ) — это организация, которая отвечает за создание и управление электронными подписями в соответствии с 63-ФЗ «Об электронной подписи». Простыми словами, УЦ можно представить как некоего «доверенного посредника», который помогает удостоверить личность человека или компании в интернете.

Таких УЦ много, их легко найти по ключевым фразам в поисковых системах. Организации имеют офисы во многих регионах, а некоторые виды электронной подписи можете получить удаленно.

Когда вы хотите получить электронную подпись, то обращаетесь в удостоверяющий центр. Он проверяет вашу личность, собирает документы и, если всё в порядке, выдает сертификат, который и является основой электронной подписи. Этот сертификат подтверждает, что именно вы подписали документ или сообщение, и обеспечивает его юридическую силу.

Таким образом, УЦ гарантирует безопасность и доверие в цифровом документообороте, помогая предотвратить подделку бумаг и обеспечить защиту информации.

Зачем нужны удостоверяющие центры, и чем они занимаются

Они играют ключевую роль в обеспечении безопасности и доверия в цифровой среде. Вот функции, которые выполняют УЦ:

  1. Предоставляют возможность получения электронной подписи, которая используется для проверки подписанта.
  2. Перед тем как выдать ЭП, проводит тщательную проверку личности пользователя. Если ЭП выдают на руководителей юрлиц, то проводят проверку организации.
  3. УЦ не только выдает сертификаты, но и управляет ими. Это включает в себя их обновление, аннулирование (в случае потери или компрометации) и обновление, что обеспечивает актуальность и безопасность использования электронных подписей.
  4. УЦ используют продвинутые технологии шифрования для защиты данных и носителей. Это помогает предотвратить несанкционированный доступ и злоупотребления.
  5. Ведут реестры выданных и действующих сертификатов.
  6. Проверяют уникальность ключей проверки ЭП в реестре сертификатов электронных подписей.

Виды удостоверяющих центров

Существуют государственные и частные УЦ. Их деятельность схожа, рассмотрим подробнее.

Государственные УЦ

Согласно изменениям, с 1 января 2022 года отдельные категории граждан получают ЭП только в государственных УЦ. К ним относят ФНС, ЦБ и Казначейство. Ранее любую ЭП делали в коммерческих УЦ.

В рамках УЦ ФНС ЭП получают представители юрлиц, действующие без доверенности, — директор, управляющий, а также индивидуальные предприниматели, нотариусы. Обычные сотрудники компаний (например, бухгалтер) и физлица получают ЭП в коммерческих УЦ.

В Казначействе ЭП выдаются для служащих госорганов, сотрудников местного самоуправления и организаций, находящихся под их контролем.

Центральный банк выдает ЭП кредитным учреждениям, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью, упомянутой в части 1 статьи 76.1 Федерального закона № 86 от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации».

В государственном УЦ ЭП выдают бесплатно, понадобится только токен (носитель).

Коммерческие УЦ

В отличие от государственных УЦ, коммерческие выдают ЭП как сотрудникам компаний, так и физическим лицам. Они предназначены для корпоративного использования, участия в тендерах и взаимодействия с госорганами.

ЭП выдают платно, стоимость зависит от вида ЭП и срока ее действия.

Какие виды ЭП и в каких УЦ можно получить

ФЗ № 63 предусматривает 3 вида ЭП:

  • простая электронная подпись (ПЭП);
  • усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП или НЭП);
  • усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП или КЭП).

Наиболее распространен тип ПЭП — это комбинация логина и пароля или код из смс. ПЭП создает интернет-ресурс или сам пользователь. Она необходима для авторизации и подтверждения личности при входе на различные интернет-платформы или при получении онлайн-услуг, например, на Госуслугах или в интернет-банке. ПЭП создается непосредственно на сайте, где находится пользователь, без обращения в УЦ. Для ее изготовления токен (носитель) не требуется.

Что касается НЭП и КЭП — их получают исключительно в удостоверяющих центрах. Выбор конкретного УЦ зависит не только от предназначения ЭП, но и от типа организации или лица, запрашивающего выдачу сертификата: будь то физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такие ЭП выдают на носителе.

ВАЖНО!
Государственные УЦ выдают КЭП, она подходит для любого вида документообмена. Частные центры оформляют и НЭП, и КЭП.

Мы собрали различия ЭП в таблице:

Свойства ЭП ПЭП НЭП КЭП
Где получить Самостоятельно на интернет-портале В удостоверяющем центре В аккредитованном удостоверяющем центре
Юридическая сила Не защищает документ от подделок Защищает документ от подделок
Признание сторонами Требует соглашения о признании Не требует соглашения о признании, равна собственноручной
Подробнее: как получить ЭП в удостоверяющем центре

Советы по выбору удостоверяющего центра

При выборе УЦ учитывайте:

  • репутацию и отзывы. Проверьте, как долго он работает на рынке, и ознакомьтесь с отзывами пользователей. Надежные УЦ имеют положительные отзывы и успешно обслуживают клиентов в течение многих лет;
  • убедитесь, что УЦ имеет аккредитацию для изготовления КЭП. Ее наличие можете проверить на сайте Минцифры;
  • обратите внимание на технологии, которые используются для защиты данных. Узнайте, какие методы шифрования и ключирования применяются для создания электронной подписи. Чем выше уровень защиты, тем надежнее будет ваш выбор;
  • внимательно изучите условия предоставления услуг, включая стоимость, сроки изготовления подписи и поддержку. Убедитесь, что они прозрачны, и в случае вопросов можете легко получить ответ от службы поддержки;
  • если возможно, то выбирайте УЦ, который находится в вашем регионе. Это может упростить процесс получения и применения электронной подписи, помочь решить юридические нюансы;
  • загляните в ЕГРЮЛ и проверьте, что организация действует, а записи о ликвидации отсутствуют;
  • проверьте, не банкротится ли УЦ на сайтах «Мой арбитр» или «Федресурс».
Челозерцева Александра Юрист по корпоративным вопросам

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.