Оставить комментарий Распечатать

Возмещение расходов по авансовому отчету

Размер шрифта:

В самом названии «подотчетные средства» содержится его смысл и порядок действий: получили деньги — потратили — отчитались о расходовании средств. А если не получили, но потратили? Расскажу, когда оформить авансовый отчет, а когда нужен приказ о возмещении расходов сотруднику.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Авансовый отчет нужен, когда сотруднику выдаются деньги на определенные цели.
  2. Сначала работнику дают деньги, он их тратит и собирает чеки.
  3. Потом он приносит чеки в бухгалтерию, где их проверяют и утверждают отчет.
  4. Если потрачено больше выданного, переплаченные деньги возвращают сотруднику.
  5. Чтобы бухгалтерия все правильно оформила, нужно точно соблюдать правила и инструкции.

В каких случаях оформляется авансовый отчет

Авансовый отчет (АО) оформляется, если деньги выданы сотруднику для расчетов с поставщиком, приобретения ТМЦ, оплаты услуг или при направлении в командировку.

Алгоритм действий таков:

  • издается распорядительный документ о выдаче подотчетных средств;
  • на основании этого документа бухгалтер выдает нужному сотруднику указанную сумму;
  • подотчетник целевым назначением расходует выданные деньги, обязательно получая оправдательные документы (чеки, квитанции и т.п.);
  • оправдательные документы сдаются в бухгалтерию;
  • бухгалтер проверяет целевое использование средств, полноту и правильность оформления представленных документов и, если все хорошо, направляет авансовый отчет на утверждение главному бухгалтеру и затем руководителю;
  • если сотрудник использовал не все полученные средства, то остаток он возвращает в кассу или на банковский счет предприятия;
  • если же не вписался в выделенную сумму и добавил свои, то после утверждения авансового отчета ему возмещается перерасход, о чем делается отметка на первой странице АО.

Работа с авансовыми отчетами, как правило, не вызывает трудностей у бухгалтера — алгоритм действий отлажен годами. Разве что подотчетник потеряет оправдательный документ или представит в бухгалтерию неверно оформленные чеки (квитанции и т.п.).

Форма авансового отчета № АО-1 (ОКУД 0302001), утвержденная постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55, необязательна к применению с 1 января 2013 года. Предприятия вправе использовать самостоятельно разработанные бланки, однако обязательным осталось наличие определенных реквизитов документа (ч. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ). Перечень используемых в деятельности организации форм документов является приложением к учетной политике.

Может пригодиться: как заполнить авансовый отчет

Скажу, что ни разу не встретила такой самостоятельно разработанной формы авансового отчета. Предприятия и ИП успешно используют унифицированный бланк.

Какие затраты подлежат возмещению

Не так давно торгующие организации столкнулись с дефицитом чековой ленты. Вполне обычной была ситуация, когда переживающий за общее дело работник, увидев в продаже ленту для ККТ, радостно приобретал какое-то ее количество для родного предприятия за свои кровные.

Как поступать бухгалтеру? Можно ли возмещать сотруднику произведенные расходы постфактум?

Ответ: да, можно. Причем возмещению подлежат любые расходы, одобренные руководством, их отражение в учете — другой вопрос. Придется позаботиться об оформлении документов и заручиться согласием руководителя на возмещение произведенных затрат.

Когда я только начинала бухгалтерскую деятельность, такими вопросами, честно сказать, не задавалась. Оформляла авансовый отчет, проставляла в графе «Получен аванс» 0 рублей, прикладывала чеки, подсчитывала сумму «Израсходовано» — она же проставлялась в графе «Перерасход». Если директор фирмы подписывал авансовый отчет, то выплачивал сотруднику деньги, возмещая его затраты.

Замечание получила от налогового инспектора при прохождении первой в своей жизни выездной налоговой проверки. Правда, штрафовать фирму за это не стали.

Вам будет полезно узнать: как проходит выездная налоговая проверка

При кажущейся незначительности, вопрос возмещения расходов достаточно серьезен. При проверке налоговый инспектор может усмотреть в таких операциях признак получения работником дохода и потребовать доначисления НДФЛ.

ВАЖНО!
Не спешите возмещать потраченные сотрудником личные средства наличными из кассы. Указания ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У не содержат разрешения на такое использование полученной выручки. Выход — перечислить возмещение на банковскую карту сотрудника.

Как оформить возмещение расходов по авансовому отчету

Возмещение перерасхода по средствам, полученным под отчет, производится на основании утвержденного авансового отчета в сумме, указанной в графе «Перерасход». На титульном листе формы АО-1 имеется поле для указания реквизитов документа (расходного кассового ордера), по которому выплачен перерасход.

Может пригодиться: как заполнить расходный кассовый ордер

Если подотчетные средства перечислялись сотруднику на карту, то и перерасход целесообразно выплатить таким же способом. В специальном поле авансового отчета в таком случае указывают дату и номер платежного поручения.

Как составить приказ о возмещении расходов сотруднику

Возмещение расходов постфактум требует иного оформления. Чтобы избежать вопросов со стороны налоговых органов, рекомендуем:

  1. Прописать в учетной политике возможность такого возмещения.
  2. При необходимости утвердить список сотрудников, которым разрешено производить расходы в интересах фирмы без получения денег под отчет.
  3. Разработать и утвердить форму заявления от сотрудника на возмещение произведенных расходов.

и форму приказа о возмещении:

Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru»

«___» __________ 2024 г.

ПРИКАЗ № 11

О возмещении произведенных расходов

На основании заявления начальника транспортного цеха Пэпэтэшина Петра Петровича ПРИКАЗЫВАЮ:

Возместить Пэпэтэшину П.П. произведенные расходы в сумме 12 000 руб. 00 коп. (двенадцать тысяч рублей 00 коп.).

Директор Петров / Петров П.П.

Часто задаваемые вопросы о возмещении расходов

Оставить комментарий Распечатать
Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.