Изменение первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 2021 года

Размер шрифта:

Новая редакция первой части Налогового кодекса РФ вступила в силу 01.01.2021. Законодатели изменили:

  • обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов);
  • порядок исчисления налогов в случае наличия переплаты;
  • порядок зачета и возврата излишне уплаченных налогов и страховых взносов;
  • правила предоставления отчетности;
  • обязанности уполномоченных органов;
  • обязанности банков;
  • применение налоговой тайны;
  • правила проведения камеральной проверки.

Навигация

Редакцию первой части Налогового кодекса РФ с 01.01.2021 изменили сразу несколько новых законов:

Обязанности налогоплательщиков

Статьей 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)» установлены новые обязанности юрлиц-налогоплательщиков по информированию налогового органа по своему выбору о наличии в собственности:

  • транспортных средств;
  • земельных участков.

Речь идет об объектах, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам. Такое сообщение налогоплательщик должен направить в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Декларации по транспортному и земельному налогам отменены. Установлено, что:

Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки предоставляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исчисление, зачет и возврат налогов и страховых взносов

Новой редакцией статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы при определении подлежащей уплате суммы налогов, учитывают имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам. Речь идет о налогах, указанных в п. 3 статьи 13 НК РФ, п. 3 статьи 14 НК РФ и пп. 1 и 2 статьи 15 НК РФ. Зачет производится путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм.

Нормами статьи 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления (заявления, предоставленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или предоставленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено п. 2 статьи 52 НК РФ. Статья дополнена новым пунктом, в котором указано:

Зачет сумм излишне уплаченных налогоплательщиком-организацией транспортного налога и земельного налога производится не ранее дня направления такому налогоплательщику-организации налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со статьями 363 НК РФ и 397 НК РФ.

Установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда РФ, эта сумма уже учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент предоставления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Аналогичные поправки внесли в статью 79 НК РФ «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа».

Отчетность

Новой редакцией статьи 80 НК РФ предусмотрено, что сведения о среднесписочной численности работников предоставляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Обязанности уполномоченных органов

Статья 85 НК РФ в новой редакции обязывает Пенсионный фонд России сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), в том числе сведения о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

Обязанности кредитных организаций

Статьей 86 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в кредитной организации, если в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога указан банковский счет, сведения о котором не предоставлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ.

Камеральная проверка

Статьей 88 НК РФ в новой редакции предусмотрен новый порядок проведения камеральных проверок по НДФЛ. Если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не предоставлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с пп. 2 п. 1 и п. 3 статьи 228 НК РФ, п. 1 статьи 229 НК РФ, налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об их доходах. Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.

Налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика предоставить в течение пяти дней необходимые пояснения. Если до окончания проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщиком (его представителем) предоставлена налоговая декларация, то текущая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе предоставленной налоговой декларации.

Налоговая тайна

По нормам новой редакции статьи 102 НК РФ, не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом оператору информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности по его запросу сведений из налоговых деклараций о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%, организациям и ИП — участникам внешнеэкономической деятельности. Но режим налоговой тайны распространяется на сведения о налогоплательщиках, поступившие от налоговых органов в органы государственной власти для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 БК РФ.

Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года