184
Оставить комментарий Распечатать

Добро пожаловать во «взрослый» учёт, или Происшествие, которое почти никто не заметил

Размер шрифта:
Кому-то предлагают упрощать учёт, отказываясь от принципа двойной записи… Об этом мы уже поговорили. А вот кому-то, наоборот, жизнь (и ведение бухгалтерского учёта с составлением отчётности) усложнили. Самое интересное, что те, кого это коснулось, похоже, пребывают в блаженном неведении. А зря!.. Готовь, как говорится, сани летом.

Интриговать больше не буду и перейду непосредственно к сути дела. 4 ноября 2014 года Федеральным законом № 344-ФЗ в пункт 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» были внесены изменения. Формулировка

«Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, в соответствии с настоящим Федеральным законом, может принять ведение бухгалтерского учёта на себя»

была заменена на

«Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учёта на себя»

Все обратили внимание на отличия новой редакции? Правильно. Сразу бросается в глаза указание на часть 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ (также введённую в действие Законом № 344-ФЗ), в которой указаны те организации, руководителям которых законодатель запретил принимать на себя ведение бухгалтерского учёта. Открываем статью 6, чтобы узнать, что же это за организации. Вот они, перечислены в списке из 12 пунктов:

  1. организации, бухгалтерская (финансовая) отчётность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  2. жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

  3. кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

  4. микрофинансовые организации;

  5. организации государственного сектора;

  6. политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

  7. коллегии адвокатов;

  8. адвокатские бюро;

  9. юридические консультации;

  10. адвокатские палаты;

  11. нотариальные палаты;

  12. некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Какое всё это имеет отношение к формированию учётной политики организации, совершенно понятно. Раз закон поменялся – не быть больше директору вышеуказанных организаций там же и главбухом. Стало быть, учётную политику придётся менять, и там, где главбух, как штатная единица, отсутствовал, после вступления в силу поправок к Закону № 402-ФЗ (с 16 ноября все того же 2014 года) он должен был появиться.

Впрочем, это были ещё цветочки, хотя, конечно, весьма малоприятные. Увы, многие организации, которых данные изменения коснулись, просто не обратили на них внимание. А следовало бы. И не только для того, чтобы оперативно исправить учётную политику. А что бы ещё и подготовиться к будущему. Потому что самое интересное было ещё впереди. В развитие поправок в Закон о бухучёте Минфин РФ 6 апреля 2015 года принял Приказ № 57н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту».

При беглом и невнимательном прочтении данного Приказа кажется, что ничего интересного в нём нет. Так, разная «косметика» в духе замены одной фразы на другую - например, вместо «прибыли и убытки» стали писать «финансовые результаты» (во всех ПБУ, где встречаются подобные слова). Но это при невнимательном прочтении. А если чуть углубиться в суть?..

Помните, в первом разделе многих ПБУ (в том числе и в «нежно любимом» бухгалтерами ПБУ 18/02) указывалось, что, мол, сие Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями? Так вот – согласно Приказу № 57н всякое упоминание о «субъектах малого предпринимательства», имеющих какое-то там право что-то не применять, из всех ПБУ (где об этом говорилось) было вымарано. И заменено на «организации, которые вправе применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность». То есть отныне – точнее, с отчётности за 2015 год – все организации, поименованные в части 5 статьи 6 Закона № 402-ФЗ, обязаны вести учёт, как взрослые дяди, то есть без всяких там упрощений и поблажек. Представляете, каково оказалось этим счастливчикам? Столько лет было можно, а теперь всё, вылетела халява! Наверное, примерно такие же чувства испытывали «упрощёнщики», когда в первой же редакции Закона № 402-ФЗ их обязали вести бухгалтерский учёт.


Статьи цикла:


Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай