118
Оставить комментарий Распечатать

Решение о доминирующем положении ФАС будет вынашивать 9 месяцев

Размер шрифта:
ФАС России разработала проект регламента по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Федеральная антимонопольная служба разработала проект административного регламента по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта. ФАС определила порядок действий при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства. Документ также касается государственного контроля за экономической концентрацией.

Предметом контроля служит соблюдение требований антимонопольного законодательства. Согласно проекту, для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта может потребоваться до 9 месяцев:

2.16. Срок исполнения государственной функции не может превышать:

  • 3 месяцев по административной процедуре «Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства»;

  • 9 месяцев по административной процедуре «Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства»;

  • 3 месяцев по административной процедуре «Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией».

В регламенте приводятся административные процедуры, которые применяются при установлении факта доминирования. Критерии признания субъекта доминирующим содержатся в статье 5 Закона «О защите конкуренции»:

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Служба должна проанализировать состояние конкуренции и дать оценку обстоятельствам, которые на нее влияют. В том числе - условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках, соотношению долей покупателей и продавцов и др.

Процедуру по установлению доминирующего положения могут запустить по заявлениям и материалам, которые направили госорганы, юрлица и граждане. Срок рассмотрения – не больше одного месяца. ФАС вправе продлить срок, но не более чем на два месяца.

3.9. Определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы заявление, материалы, указанные в пункте 3.4 настоящего Регламента, осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему Порядку проведения анализа состояния конкуренции, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, определение временного интервала исследования рынка, определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

Минимальный временной интервал анализа - 1 год или срок существования товарного рынка, если он существует менее года. Анализ состояния конкуренции проводится в течение 25 дней.

В некоторых случаях определять наличие доминирующего положения не требуется:

3.11. Определение наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта не требуется, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

  • хозяйствующий субъект, включен в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – реестр);

  • хозяйствующий субъект включен в реестр с долей более пятидесяти процентов;

  • доминирующее положение включенного в реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта считается установленным в случае принятия решения о возбуждении дела и создании комиссии. Она должна рассмотреть дело в срок до 3 месяцев. В отдельных случаях срок могут продлить до 9 месяцев.

3.19. Определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему порядку проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, предварительное определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке...

3.39. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта считается установленным, если антимонопольный орган:

  • принимает решение по ходатайству, содержащее заключение о наличии (возникновении) доминирующего положения хозяйствующего субъекта;

  • выдает предписание об осуществлении представившим уведомление лицом действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае если сделка, иное действие привели к ограничению конкуренции в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или могут привести к ограничению конкуренции в результате усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Напомним, нарушения антимонопольного законодательства наказываются в соответствии с КоАП РФ. Так, статья 14.31 карает за злоупотребление доминирующим положением. Штрафы исчисляются сотнями тысяч и миллионами рублей, возможны также оборотные штрафы.

Добавим, что ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. Также ФАС России контролирует деятельность естественных монополий. Полномочия Службы определены законом «О защите конкуренции» и Положением о Федеральной антимонопольной службе.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай