217747
Оставить комментарий Распечатать

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

Размер шрифта:

Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности в произвольной форме описывает финансовую ситуацию в организации. Она помогает сделать годовую отчетность более полной и понятной. Рассказываем о нюансах заполнения пояснительной записки.

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено обязательное предоставление такой формы, как пояснительная записка к балансу в составе годовой отчетности. Но на практике обойтись без нее сложно. Никаких особых требований к этому документу не предъявляется, но составить его желательно без ошибок. При несоответствии данных с указанными в самом отчете у налоговой службы возникнут обоснованные вопросы. Давайте посмотрим, кто, когда, зачем и в какой форме составляет пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Пригодится в работе: образцы форм бухгалтерской отчетности

В каких случаях оформляют пояснительную записку к балансу

Пояснительная записка не заменяет собой пояснения к балансу. В ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" указано, что:

Пояснения — это расшифровка статей бухгалтерского баланса и уточнение отдельных отчетных форм:

  • отчета об изменениях капитала;
  • отчета о движении денежных средств;
  • других отчетных форм и приложений в составе бухгалтерской отчетности.

Ответ на вопрос, что такое пояснительная записка, — это произвольная расшифровка всей финансовой ситуации в хозяйствующем субъекте. В ней содержатся как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и отчета о финансовых результатах.

В статье 14 Федерального закона № 402 от 06.12.2011 и п. 4 Приказа Минфина России № 66н от 02.07.2010 указано, что этот документ входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. А п. 28 ПБУ 4/99 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны оформить пояснения к балансу и форме № 2 в виде отдельных отчетных форм и общей записки. Из этого следует, что сдавать с балансом пояснительную записку необходимо всем организациям.

Исключением из общего правила являются представители малого бизнеса, которые вправе составлять и сдавать бухгалтерские отчеты в упрощенном виде. Они обязательно предоставляют в ИФНС всего две обязательных формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Расшифровывать значения и описывать свое финансовое положение в пояснительной записке им не обязательно. Но если возникнет такое желание, составить отдельную записку не возбраняется.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы вовремя сдать годовую отчетность за 2023 год. В путеводителе найдете сроки, бланки и инструкции по заполнению.

Для чего нужна пояснительная записка к годовому отчету

Пояснительная записка к балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ включают, исходя из конкретных пожеланий, к примеру, совета директоров, и из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года.

Какую информацию указывают в пояснительной записке к балансу

Законодательные требования к содержанию этого документа отсутствуют. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет, какую информацию пояснительная записка должна раскрывать, полноту данных в ней и то, в каком виде их удобнее предоставить:

  • простого текста;
  • диаграмм;
  • таблиц;
  • схем;
  • графиков.

Существует общий план этого документа. Наиболее полная записка обычно содержит:

  • общие данные организации (адрес, среднегодовая численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
  • общие данные о применяемой учетной политике;
  • анализ текущих финансовых показателей деятельности организации;
  • текстовые и табличные пояснения.

Чтобы у проверяющих возникало меньше вопросов, в документе следует обязательно указать хотя бы краткую информацию о методах учета. Особенно это касается таких сфер:

  • оценка товаров, производственных запасов и готовой продукции;
  • оценка незавершенного производства;
  • амортизация основных средств;
  • признание выручки от реализации.
Читайте по теме: как составить отчет об изменении капитала

Как правильно составить пояснительную записку к балансу

Если в учетную политику были внесены изменения, об этом обязательно указывают с обоснованием причин и необходимости поправок. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении — величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета. Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом обязательно информируют контролирующие органы.

В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности:

  • данные об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • о составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
  • оценочные резервы юридического лица;
  • изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
  • данные об арендованном имуществе;
  • сведения о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • состав затрат на производство и прочих расходов;
  • объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
  • данные об обеспечении обязательств организации;
  • все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.
Вам будет полезно узнать: что такое дебиторская задолженность и как с ней работать

Кроме сухих фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ финансовых показателей организации. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке пойдет на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности.

Особое внимание при составлении документа с пояснениями необходимо уделить информации об аффилированных лицах. Эти данные желательно оформить отдельным разделом, как того требует пункт 14 ПБУ 11/2008. По закону, необходимо раскрывать информацию не только об учредителях самой организации, но и о связанных с ними лицах, поэтому, если в составе учредителей есть юридическое лицо, необходимо указать его участников или акционеров. Кроме того, указывают информацию о совершенных в отчетном периоде операциях со связанными сторонами, а также, независимо от совершения операций, по тем юрлицам и гражданам, которые признаются аффилированными.

Образец пояснительной записки к балансу

Рассмотрим образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2023 год для условной компании ООО «Ppt.ru», которая работает с 2005 года, занимается производством и реализацией молочной продукции. Ее главный бухгалтер составил этот документ следующим образом:

Пояснения к бухгалтерскому балансу ООО «Ppt.ru» за 2023 год

1. Общие сведения

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Ppt.ru» зарегистрировано ИФНС № 1 по г. Москве 29.03.2005. Свидетельство о госрегистрации № 123456789, ИНН 1234567890, КПП 121001001, юридический адрес: г. Москва, проспект Замечательный, 1.

Бухгалтерский баланс организации сформирован в соответствии с действующими в Российской Федерации правилами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности:

  1. Уставный капитал организации: 5 000 000 (пять миллионов) рублей, оплачен полностью.
  2. Количество учредителей: два физических лица — О.М. Курочкин и П.П. Петров и одно юридическое лицо — ООО «Молоко».
  3. Основной вид деятельности: переработка молока ОКВЭД 15.51.
  4. Численность сотрудников по состоянию на 31.12.2022 составила 165 человек.
  5. Филиалы, представительства и обособленные подразделения отсутствуют.

2. Основные положения учетной политики

Учетная политика ООО «Ppt.ru» утверждена приказом директора Петрова П.П. № 195 от 25.12.2022. Применяется линейный метод амортизации. Оценка материально-производственных запасов и готовой продукции осуществляется по фактической себестоимости. Финансовый результат от продажи продукции, работ, услуг, товаров определяется по отгрузке.

3. Информация об аффилированных лицах

Петров Порфирий Петрович — учредитель, 50% доли собственности в УК, занимает должность генерального директора.

Курочкин Олег Михайлович — учредитель, 30% доли собственности в УК.

ООО «Молоко» — учредитель, 20% доли собственности в УК, российская организация (учредители — А.А. Андреев и С.С. Сидоров).

В отчетном периоде со связанными сторонами были совершены такие финансовые операции:

  • 15.03.2023 общим собранием учредителей ООО «Ppt.ru» была рассмотрена и утверждена финансовая отчетность организации за 2022 год. Собрание постановило выплатить по итогам 2022 года прибыль в размере 3 252 000 рублей учредителям, исходя из их доли в уставном капитале. Выплата (с учетом удержания НДФЛ по двум физлицам) была произведена 01.04.2024;
  • 20.05.2023 ООО «Ppt.ru» заключило с учредителем ООО «Молоко» С.С. Сидоровым договор о приобретении нежилого помещения стоимостью 5 102 000 рублей. Стоимость сделки обусловлена проведением независимой оценки стоимости объекта недвижимости. Расчеты по договору были произведены в полном объеме 05.06.2023, подписан акт приема-передачи недвижимости.

4. Основные показатели деятельности организации

В отчетном году выручка составила:

  • по основному виду деятельности «производство и реализация молочной продукции» — 385 420 020 рублей;
  • по прочим видам деятельности — 650 580 рублей;
  • прочие доходы — 170 800 рублей (реализация ОС).

Затраты на производство и реализацию продукции:

  • приобретение основных средств — 1 410 500 рублей;
  • амортизация ОС — 45 230 рублей;
  • приобретение сырья — 110 452 880 рублей;
  • фонд оплаты труда — 137 580 040 рублей;
  • командировочные расходы — 238 300 рублей;
  • аренда помещений — 8 478 190 рублей;
  • прочие расходы — 532 458 рублей.

5. Расшифровка статей бухгалтерского баланса на 31.12.2023 (на примере кредиторской задолженности)

Наличие и движение дебиторской задолженности

Показатель Период На начало года Изменения за период На конец года
Учтенная по договорам Резерв сомнительных долгов Поступило Выбыло Остаток
В тысячах рублей с десятичным знаком По договорам (сделкам) Штрафы, пени, неустойки Погашено Списано на фин. результат Списано на резерв сомнительных долгов Текущая Просроченная
Всего краткосрочная дебиторская задолженность, в том числе: 2023 г. 25 489,3 (200,0) 15 632,7 300,4 (25 023,2) (102,1) (48,9) 15 726,1 522,1
покупателей 20 409,0 (200,0) 10 015,5 300,4 (17 315,3) (87,7) (48,9) 12 750,9 522,1
поставщиков 5080,3 - 5617,1 - (7707,9) (14,4) - 2975,2 -
Всего долгосрочная дебиторская задолженность, в том числе: 2023 г. 50 000,0 - - - - - - 50 000,0 -
по беспроцентным займам 40 000,0 - - - - - - 40 000,0 -
ИТОГО дебиторская задолженность 30 489,3 (200,0) 15 632,7 300,4 (25 023,2) (102,1) (48,9) 65 726,1 522,1

6. Оценочные обязательства и резервы

На 31.12.2023 сформировано оценочное обязательство на оплату очередных отпусков работников в сумме 7 458 000 рублей, количество неоплаченных дней отпуска — 67, срок исполнения — 2024 год.

Резерв по сомнительным долгам сформирован на сумму 600 000 руб. в связи с наличием просроченной и ничем не обеспеченной задолженности ООО «Гиря» в сумме 522 000 рублей.

Резерв под снижение стоимости МПЗ в 2023 году в организации не создавался, так как МПЗ не имеют признаков обесценивания.

7. Заработная плата

Кредиторская задолженность по зарплате на 31.12.2023 составила 3 876 400 руб. (оплата за декабрь 2023 г., по сроку: 10.01.2024). Текучесть кадров в отчетном периоде составила 14,88%. Списочная численность работников на 31.12.2022 — 165 чел. Среднемесячная зарплата — 25 675 руб.

Директор ООО «Ppt.ru» / подпись / Петров П.П. 15.03.2024

Как заполнить пояснительную записку к балансу бюджетного учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения сдают бухгалтерский баланс по форме 0503730, а казенные учреждения (получатели бюджетных средств) — по форме 0503130. Для них пояснения не только обязательны, но и подаются по утвержденной форме.

Таблица 4 — это «Сведения об основных положениях учетной политики».

Вот так выглядит образец пояснительной записки к балансу бюджетного учреждения за 2023 год (таблица).

В них указывают данные только о тех положениях учетной политики, которые перечислены в новых приложениях № 2 к инструкциям № 191н и № 33н, по правилам:

  • в графе 1 — наименование объекта учета, в отношении которого применяются особенности отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
  • в графе 2 — код балансового счета (забалансового счета), по которому отражаются объекты учета;
  • в графе 3 — способ ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в отношении обозначенных объектов;
  • в графе 4 — характеристика применяемого способа ведения учета, исходя из структурных, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения.

Вот образец заполнения таблицы 4 к пояснительной записке 0503760 для бюджетного учреждения для основных средств:

Подробнее: как заполнить пояснение к балансу по строкам

Очевидно, что грамотное составление документа избавит руководителя и бухгалтера от дополнительного общения с контролирующими органами. Важно помнить, что детализация информации в этом документе зависит только от ее составителя — от намерения самой организации раскрывать или нет те или иные показатели за год. Главное и единственное требование, которое предъявляет законодатель к этому документу, — информация, содержащаяся в пояснениях, должна быть достоверной. Ответственность за ее корректность несет лицо, которое подписало документ.

  • 2022-02-24 08:05:17
    Примечания к годовой бухгалтерской отчетности могут быть составлены в произвольной форме для коммерческих организаций. Они должны содержать достоверную информацию, представленную в виде текста или таблиц, и раскрывать основные аспекты деятельности предприятия за отчетный период.
Оставить комментарий Распечатать
Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года