Мы с вами сегодня поговорим о таком замечательном слове, которое было очень популярно в девяностые годы, в начале двухтысячных, и сейчас оно упоминается немножко в другом контексте. Я имею в виду, конечно, слово «грант». Семинар вела юрист «Правовой команды» Дарья Милославская.
Навигация
НКО и гранты: все о грантах юрлицам
История и определение гранта
Мы с вами, те, кто давно живёт и работает, очень хорошо знаем, что слово «грант» — оно не русское, и происхождение его совершенно понятно. Это подарок, это нечто, что даётся. Это слово было введено в Налоговый кодекс тогда, когда он собрал в себя все законы о налогах. Это было начало 2000-х годов, и единственное определение гранта в Налоговом кодексе, как в 2000 году появилось, так и остаётся по сей день. Чуть-чуть модифицируется, мы об этом сейчас поговорим, чуть-чуть расширяется, но законодатели, да и теоретики права, они как-то не сосредотачиваются на том, чтобы это определение ввести не только в рамки налогового законодательства, что было сделано давным-давно, но и в рамки законодательства гражданского.
Это очень облегчило бы нам с вами жизнь, потому что, если вы помните, в Налоговом кодексе всегда говорится о том, что «для целей настоящей главы», «для целей настоящей статьи». И когда мы читаем слова «для целей настоящей главы» или «для целей настоящей статьи», мы иногда с вами должны впадать в ступор. Потому что, когда мы говорим, в частности, о гранте, мы должны понимать, что речь только о налоге на прибыль и только о тех доходах, которые являются необлагаемыми.
Проблема отсутствия определения в гражданском законодательстве
Если бы понятие гранта появилось у нас в гражданском законодательстве, то нам с вами было бы гораздо легче. Мы бы с вами имели определение слова «грант», нам было бы понятно, что законодатель не только в рамках налогового законодательства, а в рамках гражданского под этим понимает. И тогда бы договоры гранта были для нас более понятны и использовались бы более правильно, на мой взгляд, чем сейчас.
Конечно, есть некоторые законы, в которых есть слово «грант», и это попытка повторить то, что определено в Налоговом кодексе. Например, в законе о науке и научно-технической политике там тоже говорится о гранте. Но это калька, почти полная калька определения из Налогового кодекса.
Расширение понятия «грант»
Поэтому приходится нам, несмотря на некоторое сопротивление финансовых специалистов, налоговых специалистов, самостоятельно понятие «грант» немножко расширять. Но понимать, что основное, когда мы говорим про слово «грант», у нас должно звучать слово «налоги». Поэтому приходится воспользоваться налоговым законодательством, Налоговым кодексом и вспомнить о том, что грант — это исключительно целевое финансирование, которое используется исключительно по тому назначению, которое определяет грантодатель.
Ключевые аспекты гранта
Ну, вы видите определение на экране, нам, наверное, нет смысла его разбирать по частям. Но вот два момента, которые очень важны: это то, что грант — это целевые средства, средства целевого финансирования, и источник целевого финансирования определяет, куда, зачем, в каком объёме и в какие сроки это целевое финансирование должно быть направлено.
Три важных условия договора гранта
Ну, конечно, это не всё. Это определение достаточно короткое. Ну, как вы понимаете, грант... У меня просто для того, чтобы вам с утра было повеселее, на картинке... Очень важно, кроме вот этого определения достаточно сухого, помнить три важные вещи, три важные вещи для того, чтобы абсолютно точно быть уверенными, что наш с вами договор гранта с точки зрения налогового законодательства является таковым, и мы можем претендовать на то, чтобы не платить налог на прибыль или не платить налог, уплачиваемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения с этих замечательных средств. И вот эти три пункта перед вашими глазами, мы о них будем сейчас говорить более подробно.
- Во-первых, очень важно, кто является источником этого целевого финансирования, какая организация, какое лицо. Сейчас подробнее поговорим.
- Второе — очень важно, на что даются эти целевые деньги. Не просто так, вот ради того, чтобы жизнь вокруг улучшить, это, конечно, замечательно, но грант на это дать невозможно, как бы мы с вами не хотели. А есть определённый перечень тех сфер, в которых можно использовать гранты, на которые можно давать гранты. Перечень этот дополнялся в своё время, а потом стал практически бесконечным, но только в одном случае — если это гранты, которые выдаются определёнными российскими организациями. Тоже поговорим. И вот «на что» и «кто» — это тесно связано.
- И последнее, очень важное условие, то условие, которое мы всегда предлагаем убирать в других договорах, в договорах пожертвования — отчёт о целевом использовании полученных средств. Потому что это условие тоже прямо упомянуто в 251 статье Налогового кодекса и одно из необходимых условий для отсутствия налога — в таком виде и в такой форме, как определяет грантодатель.
Вот если мы с вами проверяем эти три пункта, и эти три пункта совпадают с теми условиями, которые законодатель, к сожалению, только налоговой части нашего законодательства определил, мы можем жить спокойно с точки зрения отсутствия необходимости платить налоги с этих средств.
Кто может быть грантодателем
Кто же может быть грантодателем? Кто же может быть источником такого целевого финансирования, как грант? А с точки зрения Налогового кодекса перечень достаточно интересный.
- Во-первых, физическое лицо. Я видела такие договоры, когда физическое лицо даёт некоммерческим организациям грант на определённые виды их деятельности. Безусловно, в тех сферах, которые определены налоговым кодексом. Редки это случаи, но такое бывает, и это абсолютно нормально, потому что закон это позволяет.
- Некоммерческие организации — любые организации, которые имеют в своём уставе такую строчку, как поддержка других некоммерческих организаций, осуществление благотворительной деятельности или поддержка благотворительной деятельности, содействие благотворительной деятельности — они тоже могут давать гранты. Конечно, тут, если бы Зоя Ивановна нас слышала, она бы сказала: «Ничего они не могут!» Но закон немножко в другую сторону ведёт нас в данном случае. Поэтому некоммерческие организации, они имеют право выдавать гранты другим юридическим лицам.
- Третье — это иностранные и международные организации по перечню, который утверждается правительством. Ну, мы с вами помним 485 постановление 2008 года, которое сократило, значительно сократило иностранные и международные организации. Ну, собственно, благодаря которым и появилось слово «грант» в Налоговом кодексе. Со 113 до 13, сейчас там ещё меньше организаций, потому что, как вы помните, мы расстались с Советом Европы, и аффилированные Советом Европы организации уже были исключены из этого перечня. Но если вдруг какая-нибудь там программа ООН с вами сотрудничает, то, пожалуйста. Да, она есть в этом перечне 485 постановления.
- Так, более-менее понятно, но сравнительно недавно появились ещё возможные грантодатели — институты инновационного развития. Такие организации, которые специально создаются для того, чтобы мы с вами не отставали от быстро идущей вперёд цифровой и не только цифровой инфраструктуры в мировой. И другие организации, которые осуществляют поддержку государственных программ и проектов за счёт субсидий.
Что это за организации? Это организации, которые непосредственно получают поддержку из бюджета, они идут строчкой в бюджете, им выдаётся субсидия, субсидия на реализацию определённых государственных программ, которые в данный момент, в определённом году считаются важными, полезными, нужными, наиболее актуальными. И эти организации могут за счёт этих субсидий финансировать в форме гранта другие организации для того, чтобы эти государственные программы были так или иначе реализованы.
Но повторюсь, эти организации, институты инновационного развития, они должны получить субсидию из бюджета и уже из этой субсидии выдавать гранты. При этом, скорее всего, это будут чистые договоры гранта, потому что мы понимаем, что эта организация есть в 251 статье, понятно, что государственные программы и субсидии они идут в рамках тех направлений, которые определены налоговым законодательством. А об этом скажу тоже чуть позже.
И это те организации, которые созданы на основании актов президента и практически созданы для того, чтобы выдавать гранты. И мы с вами эти организации хорошо знаем — это прежде всего Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив.
Конечно, и второй, и третий, второй-третий пункт появились значительно позже, чем первый пункт со списком тех, кто может выдавать гранты. Но этот список достаточно большой, и прежде чем заключить договор гранта, мы с вами должны проверить, кто же является стороной договора. Если физическое лицо, некоммерческая организация, иностранная из перечня и институт инновационного развития — пожалуйста, мы этот договор можем рассматривать как договор гранта, если там есть и другие условия. Если ФПГ, ПФКИ, тоже понятно, что в Налоговый кодекс эти организации включены как возможные грантодатели, здесь проблем, в общем-то, не возникает.
На что можно давать гранты
Проблема чуть-чуть возникает во второй части нашего с вами анализа. На что можно давать гранты? Очень часто мы с вами забываем о том, что перечень направлений, перечень сфер деятельности, в которых можно осуществлять деятельность некоммерческих организаций на средства гранта, он тоже перечислен в налоговом законодательстве. Это абсолютно понятные нам с вами: образование, культура, наука, физкультура, спорт (конечно, без профессионального спорта), охрана здоровья, охрана окружающей среды, защита прав и свобод человека (там есть уточнение — которые гарантируются российским законодательством) и социальное обслуживание.
Ну, конечно, эти сферы достаточно широки, поэтому что бы мы ни делали, мы практически всегда можем под одну из сфер деятельность свою как-то подвести. Но есть и некоторые такие не очень хорошо вписывающиеся в эти сферы деятельности. Какие-нибудь там благоустройство или что-то связанное с экологическим движением, несмотря на охрану окружающей среды. Вот тут вот возникают иногда вопросы, потому что этих сфер нет.
Второе. Если вы помните, мы только что говорили про инновационное развитие. Вот те государственные программы, которые утверждены, которые необходимо реализовывать, в том числе с помощью субсидий из бюджета, перечень каждый год меняется. И соответственно каждый год мы с вами, если вдруг нам повезло и мы участвуем в инновационном развитии, мы с вами смотрим: кто? если эта организация в бюджете получила ли она субсидию? Есть ли такая государственная программа, в которой она предлагает нам поучаствовать, выдав на это соответствующий грант?
И третье. Поскольку мы с вами уже говорили, что и ФПГ, и ФКИ могут выдавать гранты и занимаются этим, то у этих организаций есть специальный перечень тех направлений деятельности, на которые выдаются гранты этими организациями. Этот перечень тоже может меняться. Единственное, что он меняется, конечно, не по желанию кого бы то ни было там руководителя или ещё кого-то, а он должен быть утверждён, этот новый перечень, тоже актами президента, что в общем и делается.
Поэтому в любой год, когда мы с вами собираемся подавать заявки на конкурс Фонда президентских грантов или Фонда культурных инициатив, мы с вами смотрим: какие направления в данном году существуют? На что можно подать заявку? И если, ну конечно же, эти направления утверждены соответствующими актами президента, если мы имеем возможность поучаствовать в этой деятельности, да, договор гранта — это тоже наша с вами история.
Здесь более-менее понятно. Конечно, была некоторая напряжённость в самом начале, когда только появился Фонд президентских грантов. Это был семнадцатый год, семнадцатый-восемнадцатый, когда мы с ужасом поняли, что тех направлений, на которые Фонд президентских грантов давал первые свои гранты, нет в Налоговом кодексе. И в общем были такие достаточно нервные годы, потому что раз нет в Налоговом кодексе, значит, возможно, проблемы с налогами. Но были внесены поправки в Налоговый кодекс соответствующие, и все выдохнули, живут сейчас совершенно спокойно.
Отчётность по гранту
Теперь про договор. Ну, про отчёт мы с вами поговорили. Грантодатель обязательно получает отчёт о целевом использовании тех средств, которые были выданы в форме гранта. И грантодатель определяет, каким образом он этот отчёт хочет получить. В какой форме? О чём? Содержательный? Финансовый? Абсолютно здесь любые его желания и прихоти, извините за такое слово, они должны быть выполнены.
Особенности договора гранта
Теперь про договор гранта. Для того чтобы нам с вами быть уверенными в том, что действительно мы заключаем договор гранта, мы должны удостовериться ещё раз в некоторых вопросах:
- Первое. Кто у нас грантодатель? Это мы с вами обсудили, смотрим 251 статью, вспоминаем про Фонд президентских грантов, Фонд культурных инициатив, институты инновационного развития.
- На какую программу даётся грант? Сверяемся с направлениями. Если это просто некоммерческая организация или физическое лицо, в Налоговом кодексе смотрим. Если это ФПГ, там отдельные, как вы помните, акты есть.
- И если всё совпадает, замечательно. Есть ещё два условия, при которых договор гранта обязательно будет считаться договором гранта. Это безвозмездность, то есть мы не можем за те средства, которые даются нам как целевые, предоставить грантодателю какую-либо услугу или какой-то товар. То есть грантодатель в ответ не требует ничего от нас материального или нематериального, просто даёт на то, чтобы программа, проект были реализованы и цели достигнуты.
- И условие это безвозвратность. Иногда возникает вопрос: как это безвозвратно, если во многих договорах гранта есть такие слова: «В том случае, если часть гранта не была использована или не была использована по назначению, или грантодатель не принял отчёт о целевом использовании средств, то эта часть возвращается»? А возврат части — да, он возможен при определённых условиях. Но в данном случае возвратность имеется в виду как отсутствие необходимости вернуть всю сумму после того, как получатель гранта выполнит некоторые взятые на себя обязательства, и потом там заработает, предположим, или получит новые деньги и должен будет вернуть. В этом смысле грант — антоним займу. То есть если мы берём займ, то мы должны его вернуть, даже если мы все условия займа выполнили, взяли на хорошие цели. А в данном случае грант мы вернуть не должны ни под каким видом. Мы можем вернуть неизрасходованную часть или ту часть, повторюсь, которую грантодатель считает, что мы израсходовали неверно, а в целом грант не возвращается грантодателю.
Конечно, мы смотрим условия, которые грантодатель нам ставит, и чаще всего эти условия связаны со сроком выполнения программы, на которую даются деньги. Возможно, это периоды и этапы, и они часто связаны с отчётами, форматом отчётов. И довольно часто грантодатель хотел бы определённых показателей, чтобы достиг грантополучатель. Для более такой полной уверенности в том, что программа выполнена именно так, как хотел этого и грантодатель, и мечтал грантополучатель, когда писал свою заявку.
Ну и, соответственно, сумма или цена договора — это тоже обязательное условие. Но мы с вами довольно часто встречаем такие объявления... Не буду сейчас называть коммерческие организации, скажу там: «Рога и копыта» объявляют грантовый конкурс на, предположим там, строительство детских площадок в определённой деревне. Ну да, пожалуйста, можно объявить грантовый конкурс. Можно даже заключить договор гранта между «Рога и копыта» и каким-нибудь фондом. Только когда мы с вами посмотрим все те условия, о которых я только что вам говорила, мы поймём, что с точки зрения налогового законодательства это не договор гранта. Поэтому мы с него должны заплатить налог и дальше делать то, что грантодатель считает важным, нужным и на что он даёт те или иные средства.
Поэтому когда мы с вами заключаем договор гранта, мы с вами должны для себя принять решение: нам важно, чтобы эти деньги не облагались налогом? И тогда всё, о чём я говорила раньше, мы проверяем. Кто? На что? Что написано в договоре? А если нам важно просто что-то сделать, потому что организация, которой нет в списке грантодателей (помните, да, первый наш слайд), хотела бы на что-то дать денег... Ну, пожалуйста, мы это можем сделать. Мы готовы, если это вписывается в наш устав. Ну, мы заплатим налог и будем жить совершенно спокойно.
Грант в форме субсидий
А есть ещё один вариант гранта, который на самом деле нигде не определён — это грант в форме субсидий. Это понятие тоже появилось сравнительно недавно. И как мы обсуждали, когда только-только вот нужно было отделить субсидии, которые выдаются непосредственно из бюджета, и субсидии, которые выдаются через посредника, в кавычках. А также если орган, который отвечает, предположим, за культуру, хотел бы поддержать больницу, которой там врачи готовы организовать театр для того, чтобы дети, находящиеся там, немножко более комфортно себя чувствовали. То тут тоже получалась некоторая коллизия. И поэтому решили, что можно назвать в этом случае деньги грантом в форме субсидии.
Определения гранта в бюджетном законодательстве нет, потому что субсидия, как вы понимаете, это понятие бюджетного законодательства. Не давая определения гранта в форме субсидии никаким образом, ну так примерно я из 78, 78.1 вывела определение гранта в форме субсидий. Это второй буллет на нашем с вами слайде. Это те бюджетные ассигнования, которые даются в соответствии, в том числе с решением президента, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. И в том числе они предоставляются на конкурсной основе. В бюджетном законодательстве написано «на конкурентной основе», ну но мы с вами прекрасно понимаем, что как раз субсидии в форме гранта — это те средства, которые чаще всего выдаются органами власти, чаще всего региональными, для реализации региональных проектов, необходимых для как-то развития, поддержания региона в тот или иной год.
Потому что грант орган государственной власти выдать не может. Вы это помните, список мы с вами только что ещё раз повторили, там органов власти нет. Ему субсидию обычно выдают только в том случае, если организация непосредственно там перечислена в бюджете, упомянута в бюджете. А грант в форме субсидий — это всё вот как-то более или менее понятно. Деньги есть, организации есть, орган власти есть.
Ну и несмотря на то, что чаще всего называются эти договоры договорами субсидий или соглашениями о предоставлении субсидии, а иногда их называют грантом в форме субсидий, но есть ещё одна история. Когда орган власти сам не готов проводить конкурсы, не готов брать на себя ответственность за вот всю организацию, проведение, получение отчётов, и тогда субсидия или грант в форме субсидий даётся определённому юридическому лицу, специально созданному, чтобы в будущем раздавать деньги, уж простите за такое простое выражение, некоммерческим организациям.
И в этом случае, наверное, эти созданные во многих регионах фонды, они выдают гранты, руководствуясь уже налоговым законодательством. Потому что они являются некоммерческими организациями, чаще всего они всё-таки выдают гранты на те основные направления. Мы с вами должны очень внимательно, если мы находимся в регионе, смотреть, какие нормативные акты регулируют вот эти конкурсы, часто сейчас проводимые конкурсы для предоставления, на предоставление субсидий или грантов региональным организациям для развития региона.
Важный нюанс с уставной деятельностью
Есть тут одна загвоздка, которую, с одной стороны, на которую не обращают внимания очень многие, а с другой стороны, она может сыграть злую шутку, если будут какие-то недовольства, проверки. Ну или если кто-то будет читать Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс очень внимательно с желанием поискать нарушения в деятельности некоммерческих организаций.
Да и в деятельности тех, кто на уровне региона выдаёт эти гранты, субсидии или гранты в форме субсидии. В Налоговом кодексе очень чётко написано, та же 251 статья, что налогом не облагаются те средства, которые предоставляются некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности.
Есть разные разъяснения о том, что в принципе реализация той или иной программы, поданной на конкурс, — это тоже уставная деятельность некоммерческих организаций. Но если подходить более чётко и более строго к этой норме, то, конечно, осуществление уставной деятельности — это постоянная деятельность организации, та, которая определена локальными нормативными актами. Это внутренние программы, благотворительные программы, направления. А это не те проекты, которые подаются на конкурс, у которых есть определённый срок, которые иногда не полностью соответствуют уставу организации.
Поэтому здесь нужно, на мой взгляд, быть предельно внимательными. И тогда, когда мы пишем заявки на конкурсы, в особенности на конкурсы, по итогам которых предоставляются субсидии из регионального бюджета, нужно очень внимательно проектную деятельность вписывать в уставную деятельность. Для того чтобы в случае вот такой вот проверки и желания уличить нас в том, что мы там что-то где-то не заплатили, у нас была возможность доказать, что и программа, на которую, проект, на которую деньги были получены из бюджета, — это уставная деятельность нашей организации. Поэтому здесь вот будьте, пожалуйста, особенно внимательны.
Особенности договора гранта в форме субсидий
В чём особенности договора гранта в форме субсидий? И знаете, наверное, пойду с конца. А не все пункты мы здесь привели, но важно понимать, что в договоре субсидий или в договоре гранта в форме субсидий есть отсылка к контрагентам организации. Поскольку этот договор заключается в соответствии с бюджетным законодательством, а там есть с недавних пор пункт о том, что те контрагенты, которые волей-неволей тоже принимают участие в реализации программы, проекта... Ну, я не знаю, билеты вы у кого-то покупаете или там компьютер, или ещё что-то — они тоже являются субъектами проверки и того государственного органа, который выдал эту субсидию, и счётной палаты на уровне региона.
И вот это упоминание в договоре о том, что наши контрагенты согласны с тем, что их тоже будут, возможно, будут проверять, оно иногда не замечается коммерческими организациями. И в связи с этим потом возникают достаточно такие нерешаемые проблемы.
И кроме того, проверка может быть двойной. С одной стороны, проверяет орган, который распорядитель бюджетных средств, тут орган, который выдал соответствующую субсидию и подписал договор. А после этого проверяет уже счётная палата и саму некоммерческую организацию, и распорядителя бюджетных средств. Вот это надо помнить.
Чаще всего в грантах, в договорах гранта мы такого условия не увидим. И проверки такой, тем более двойной, не предусмотрено. Вот в договоре гранта в форме субсидий или в договоре субсидий такой пункт обязательно есть, и на него надо обратить внимание, понимая, что это требование законодательства, исключить этот пункт невозможно. Потому что договоры субсидий, соглашения о предоставлении субсидий, они чаще всего бывают типовые или на основании типовых.
Есть постановление правительства, которое вы видите на экране. На основании этого постановления правительства есть региональные нормативные акты, которые регулируют предоставление субсидий, регулируют, в том числе, те условия, которые в договоре должны быть написаны. И всё это, естественно, на основании бюджетного законодательства.
Конечно, в договоре субсидии есть форма отчётов, которые мы с вами обязаны предоставить, перечень документов, который должен быть предоставлен для того, чтобы подтвердить целевое расходование средств. Есть, безусловно, сумма. И то, что иногда бывает в договоре гранта, а иногда не бывает — есть очень конкретные результаты, конкретные показатели, которых грантополучатель или получатель субсидий должен обязательно достичь для того, чтобы договор считался выполненным со всех сторон. Ну, естественно, цель, ссылка на правила предоставления субсидий. И то, что стороной является орган власти, — это очень понятно, наверное, на этом не стоит останавливаться.
Налогообложение грантов и субсидий
И последние два момента. Мы с вами должны абсолютно вот разбуди нас — помнить, что есть определённые средства, которые не облагаются налогом, налогом на прибыль, налогом, который платится в связи с применением УСН, и есть средства, которые облагаются налогом. И вот под зелёненьким вы видите, мы с вами сегодня обсудили грант с точки зрения налогового законодательства. И тут есть ссылка на подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса. Именно в этом случае, помните, да? Кто? На что? Отчёт. Выдаёт.
Субсидии бюджетным и автономным учреждениям. Но это чаще всего не наш случай. И во втором пункте мы с вами понимаем: ну, пожертвование само собой, средства из бюджетов на осуществление уставной деятельности. Помните, говорила вам о том, что словосочетание «уставная деятельность» в 251 статье фигурирует и является одним из ключевых? Поэтому при написании заявки, пожалуйста, вписывайте свои программы и проекты в уставную деятельность для того, чтобы потом иметь возможность пунктом «д» статьи 251 воспользоваться и спокойно спать.
Ну и понятно, что облагается налогом. Это так, на всякий случай, чтобы было сравнение.
Выводы
И из нашего с вами разговора есть некоторые выводы, которые я бы тоже хотела озвучить:
- Во-первых, как бы мы с вами договор ни назвали — гранта, субсидий, не знаю, пожертвования, дарения, чего угодно — как бы мы ни назвали, самое главное, что указано в этом договоре в качестве условий договора. Мы сегодня с вами обсудили, какие должны быть условия в договоре гранта и в договоре гранта в форме субсидии. Если мы с вами эти условия видим, то мы понимаем, что это соответствующий пункт Налогового кодекса, не облагается налогом.
- Если мы с вами видим, что это договор гранта, но сторона, которой нет в списке налогового законодательства, или нет направления, которое тоже в 251 статье указано, мы с вами можем считать, что это договор гранта, но, естественно, платим налог.
- Налогом, соответственно, не облагается только тот грант, который мы с вами получаем в рамках налогового законодательства, и не облагаются налогом субсидии на уставную деятельность некоммерческих организаций.
И то, и другое понимая, можно всегда отследить и всегда постараться заключить договор таким образом, чтобы не было потом, ну даже сомнений в том, что нужно или не нужно платить налог. И какие все эти части про проверки и отчёты, чтобы потом не было неожиданностей. Ах, вот нас проверили, а этого в договоре не было. На самом деле в договоре, особенно в договоре, который заключается на предоставление бюджетных денег, всегда есть все самые неприятные условия для получателей субсидий. Надо просто их принять и быть готовым к тому, что соблюдение этих условий может быть... [музыка]
На этом хочу закончить. Вижу, что у нас всего три каких-то сообщения в чате. Ну вот только люди представляются, вопросов, видимо, нет. Надеюсь, что это хорошо. Значит, я вам рассказала так, что вы не очень огорчились, и, наверное, всё стало понятно.
Я с удовольствием благодарю вас за внимание. Если есть ещё вопросы... А вопросов только «Спасибо». Видите, как хорошо. И будем надеяться, что мы с вами ещё встретимся через неделю. Мы будем обсуждать оферты и акцепт в жизни некоммерческих организаций. И 28 августа мы обсудим, каким образом подготовить устав к публикации на портале Минюста.
Если вопросов нет, я счастлива. Будем надеяться, что и гранты, и субсидии нам с вами удастся получить, и мы спокойно будем реагировать на те условия договора, которые там будут представлены другой стороной. Спасибо вам за внимание! Удачного дня и хорошего... Тут правовая команда мне пишет... Презентация у нас будет. Запись этого вебинара есть.
Один вопрос в личные сообщения прислали, отправляю всем: «А на финансовое обеспечение затрат?» Вы знаете, да, когда финансовое обеспечение затрат, то является, да, основанием для налогообложения. К сожалению, да. Если было написано «на уставную деятельность», тогда нет. Если в качестве компенсации или обеспечения затрат, да, к сожалению, в настоящее время это будет облагаться, как это ни печально.
Спасибо, Сашенька. Коллеги, спасибо. Спасибо тем, кто включил камеры. Очень приятно вас видеть. Ну, надеюсь, те, кто не включили, они тоже что-то нас там слышали, может быть, были в дороге. Ещё раз удачного дня, спасибо и до свидания. Сашенька, наверное, заканчиваем.
Материал подготовлен на основе вебинара «Правовой команды» — сообщества юристов и бухгалтеров, специализирующихся на законодательстве о некоммерческих организациях.