184
Оставить комментарий Распечатать

Расходы на обеды (три истории из жизни представительских расходов) (окончание)

Размер шрифта:
О «представительских посиделках» в кабинете директора и на его квартире уже упоминалось в двух предыдущих рассказах. Теперь обратим свой взор на «ресторанные посиделки».

Под понятием «ресторан» в данном случае можно понимать любое заведение общепита – собственно ресторан, кафе, бар, паб… Да даже обычная «столовка»! Не это важно. Важно то, что стороны, участвующие в переговорах, собираются на «нейтральной территории», на которой, кстати, можно не только совместно пить да есть в целях налаживания дружественных контактов, а делать и ещё кое-что…

История третья. «Западня Венеры»

Аудитор Петров (он у нас уже фигурировал в одной истории, так почему же его вновь не задействовать?), проверявший отчётность одного производственного объединения, расположенного в средней полосе России, наткнулся на папку, в которой хранились отчёты об осуществлении представительских расходов. «Молодцы! – мысленно похвалил Петров бухгалтерию. – Не стали всё в одну кучу сваливать - выделили. Это хорошо - проверять будет удобнее».

Проверять представительские расходы объединения оказалось и впрямь легко и просто. И сметы имелись в наличии, и программы, и акты. Всё как полагается. Правда, аудитора смутил… нет, не так – пока только заинтересовал один момент. Почему-то большая часть мероприятий проводилась в одном и том же месте – в заведении с завлекательным названием «Западня Венеры» (название вымышлено, но очень близко к оригинальному). Ради интереса аудитор решил изучить счета из «Западни», приложенные к одному из актов.

Вот примерное содержание одного счёта на четырёх человек (по две персоны с каждой из сторон переговоров):

  • Водка – 0,5 л;

  • Коньяк – 0,5 л;

  • Лимон – 4 порции;

  • Мясное ассорти – 2 порции;

  • Фруктовая корзина – 1 порция.

За «продуктовой частью» следовали дополнительные статьи расхода:

  • Сервисное обслуживание;

  • Культурная программа и сопутствующие ей услуги.

Последние два пункта Петрова заинтересовали. Что же это может быть? Ну, с сервисным обслуживанием понятно – естественно, что «солидные клиенты» могли снять отдельный кабинет, дабы никто им не мешал. А вот «культурная программа» в чём заключалась? Ансамбль что ли в кабинете играл, и за его прослушивание решили взять отдельную плату? Возможно. Но если это так, то при чём здесь «сопутствующие услуги»? В чём они заключались? Аудитор бы и не обратил на них никакого внимания, не будь стоимость этих самых услуг выше чуть ли не в шесть раз суммы всех остальных расходов по счёту.

Петров решил отправиться на поиски «Западни Венеры»… Напомним, действие происходило в середине 90-х годов прошлого века, когда Интернет был не обыденным явлением жизни и универсальным справочником по любым вопросам (как сейчас), а довольно ограниченным ресурсом для узкого круга посвящённых и избранных. Это теперь Петрову было бы достаточно набрать в поисковике необходимый запрос, чтобы узнать про нужное ему заведение всё, что надо. Без особых проблем. А двадцать лет назад… В общем, дотошный проверяющий пошёл проводить «процедуру наблюдения». Провёл. Причём внутрь «Западни» ему даже не пришлось заходить. Ответы на все свои вопросы он нашёл прямо у входа. На вывеске – «Стрип-клуб «Западня Венеры»». На красочной афише – «Сегодня в 23.00 состоится …». Вы тоже поняли, что именно состоялось в этой самой «Западне» в указанное время?

Но чтобы снять последние сомнения, аудитор решил напрямую задать вопрос финансовому директору, который несколько раз фигурировал в качестве непосредственного участника переговоров в «Западне». Петров не стал ходить вокруг да около. Просто протянул финдиректору счёт:

- «Культурная программа и сопутствующие ей услуги» это что?

- Молодой человек, - усмехнулся финдиректор, - такие вещи Вы должны понимать без подсказки. Вы ж как-никак мужчина…

Оставим в стороне моральную сторону вопроса, и рассмотрим данную ситуацию сквозь призму учёта. Для этого ещё раз освежим в памяти текст Письма Минфина РФ от 06.10.1992 № 94 «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения» - «К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приёма (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия». Разве «культурная программа и сопутствующие ей услуги» нельзя «подтянуть» под понятие «посещением культурно-зрелищных мероприятий»? Можно, было бы желание. Конечно, трения с налоговиками могут быть. Но могут и не быть. Всяко ж бывает…

Когда с 01.01.2001 вступила в силу часть вторая НК РФ, то там из определения представительских расходов (пункт 2 статьи 264 НК РФ) было изъято упоминание о «культурно-зрелищных мероприятиях». Из каких соображений? По-моему, ясно. Чтобы не подменялись (хотя бы на формальном уровне) расходы, связанные непосредственно с ведением переговоров, расходами на проведение досуга. Понятно, что и досуг с деловыми партнёрами и расходы на его организацию и проведение – это тоже в некотором роде расходы, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью организации. И при желании их тоже можно попробовать протащить в состав расходов (под маркой «других расходов, связанных с производством и (или) реализацией» - подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ)… Но это уже совсем другая история.

P.S. Петров в своём отчёте подробно написал о том, что действительно представляли из себя расходы на «культурную программу и сопутствующие ей услуги», и посоветовал, во избежание рисков, убрать соответствующие суммы из налогового учёта. Каков итог? Петрова вызвал к себе директор фирмы и посоветовал впредь подобные вопросы в своих отчётах не освещать. Зачем обижать клиента? Нехорошо…

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай