Бухгалтерские проводки без зубрежки. Урок 3: четыре шага составления бухгалтерской проводки

Размер шрифта:

Всем добрый день! И сегодня у нас третий день, третий урок нашего мини-курса «Бухгалтерские проводки без зубрёжки». Мы приступаем к формированию бухгалтерской проводки прямо по шагам.

←Назад к уроку № 2: декомпозиция задачи, уравнение баланса, логические связи

Проводки без зубрежки. Урок 3

Под видео вы найдете расшифровку урока текстом.

Шаги формирования бухгалтерской проводки

Первое: для того чтобы сформировать бухгалтерскую проводку, нужно определить вид хозяйственной операции. Это может быть, например, покупка товаров или выплата заработной платы. Вид хозяйственной операции нам нужен для того, чтобы понять, какие счета будут задействованы в бухгалтерской проводке и какая логическая цепочка будет применяться к бухгалтерской проводке.

Следующее: установить, какие счета будут задействованы в этой проводке. Например, при покупке товаров будут задействованы счета расчётов с поставщиками и счёт запасов.

Третье: нужно определить, какое изменение будет внесено в каждый счёт — увеличится или уменьшится активный или пассивный счёт, или активно-пассивный. Примером этого может быть покупка товаров, при которой счёт расчёта с поставщиками увеличится, потому что это активно-пассивный счёт, это пассивный оборот по кредиту. А счёт запасов тоже увеличится, потому что это активный счёт, и дебет подтверждает то, что запасы получили мы, потому что мы их купили у поставщиков.

Четвёртый шаг — это составление проводки в виде дебет-кредит. Как в нашем примере: при расчётах с поставщиками мы получили запасы от поставщиков. Дебет счёта запасов на сумму покупки товаров и кредит счёта расчётов с поставщиками на ту же сумму. Так как сумма одинаковая, то дебет-кредит указывается цифрами номеров бухгалтерского счёта, а сумма указывается одна.

Важные советы

Ещё одна немаловажная часть: когда вы формируете бухгалтерскую проводку, обязательно обращайте внимание на справочник по бухгалтерскому учёту, который используете. Что такое справочник по бухгалтерскому учёту? Есть справочник унифицированных бухгалтерских проводок, которые у нас используются в общепринятых операциях. Нужно вам найти этот справочник для того, чтобы вы могли подглядывать, когда в сложной ситуации, с какими бухгалтерскими проводками корреспондируют дебет или кредит того или иного счёта. Это как раз справочник, который даст вам возможность понять, правильно ли вы выбираете логическую цепочку и правильно ли вы выбрали дебет счёта и какой кредит счёта может быть применим к нему.

Обязательно изучайте практические примеры и разбирайте задачи по бухгалтерским проводкам. Нашли пример в интернете — попробуйте решить его сами. Встретилась вам какая-то бухгалтерская проводка — попробуйте сделать её сами. Например, я, когда проходила и пыталась выучить бухгалтерские проводки, все свои обыкновенные, обычные дела, которые выполняла в течение дня, переводила на бухгалтерские проводки. Получалось ужасно увлекательно и интересно!

Например, если я варила еду, то я понимала, что по дебету у меня получается готовая продукция, потому что я хочу, чтобы у меня в конечном итоге получилось то, что можно съесть. А по кредиту у меня формировалась то, из чего я эту готовую продукцию делала — материалы, под которыми я подразумевала продукты питания. Если я шла в магазин и покупала какие-то продукты питания, я понимала, что у меня кредит был пятидесятого счёта — я трачу денежные средства, а дебет десятого счёта, потому что я приобретаю продукты питания. Получается ужасно увлекательно!

Например, даже если муж даёт мне деньги на покупки, получается, что он мне на покупки даёт те деньги, которые заработал он. Это может быть дебет меня как человека, который поедет за покупками, — это может быть семьдесят шестой счёт. А кредит может быть... Его можно представить как учредителя по счёту, его можно представить как поставщика по счёту шестидесятому. Говорю, ужасно увлекательно получается! Попробуйте.

Следующий обязательный совет, который я всегда говорю: консультируйтесь с опытными преподавателями для того, чтобы получить разъяснение, уточнение. Это сэкономит ваше время и позволит избежать ошибки, которую вы, возможно, допустили. И когда вы несколько консультаций получите, это не значит, что вы просите человека что-то сделать за вас. Это значит, что вы делаете и просите человека проверить правильность этого.

Ну и я не упущу мимо комментарии по поводу того, что записывайтесь и приходите на обучение на мой курс «Уверенный бухгалтер».

Практическая часть: пример бухгалтерской проводки

Следующее, что мы будем сегодня рассматривать — это практическая часть по созданию бухгалтерской проводки.

Пример номер один:

Магазин «Рассвет» приобрёл 14 телевизоров по цене 10 800 руб. за штуку, в том числе НДС 1 800 руб. Общая стоимость партии телевизоров получается 151 200 руб., то есть мы 10 800 умножаем на 14 штук, и НДС в том числе составляет 25 200 руб. Торговая наценка на телевизоры без НДС установлена в размере 30%. Вот это наша с вами задача, которую мы должны сейчас первым делом, если вы помните, разложить на составляющие.

Декомпозиция примера бухгалтерской проводки

Мы из этой задачки понимаем, что нам поставщик привёз. То есть мы должны сделать декомпозицию. Давайте я пример прямо переведу на следующую страничку.

  1. Мы получили от поставщиков 14 телевизоров на общую сумму 126 000 руб. 126 000 руб. складывается из 10 800 умножить на 14 и минус НДС. То есть мы от поставщиков получили товара на сумму 126 000 руб.
  2. Мы выделили НДС, потому что он выделяется отдельно на девятнадцатый счёт, если мы работаем на общей системе налогообложения. Если мы работаем на упрощёнке, то тогда пункта 2 не будет. Выделяя НДС, мы говорим, что 126 000 руб. умножить на 20% — это 25 200 руб. 126 000 плюс 25 200 — это как раз получается наша поставка 151 200 руб.
  3. Установлена торговая наценка — 37 800 руб., потому что мы берём сумму без НДС 126 000 и умножаем на 30%. То есть каждый телевизор, который мы продаём, у нас имеет ещё торговую наценку 30%.

Понятно? Ещё раз напомню, что мы взяли с вами одну общую задачку. Она состоит из нескольких движений, из нескольких операций. И следующим пунктом декомпозиции разложили эту одну задачу из нескольких операций отдельно на каждую операцию, которая в последующем даст нам возможность сформировать бухгалтерскую проводку.

Определение счетов для проводок

Что мы делаем дальше? Дальше мы берём план счетов бухгалтерского учёта и смотрим, какие именно счета у нас задействованы.

  • Если мы говорим про поставщиков и подрядчиков, это счёт 60. Он активно-пассивный, значит бухгалтерская проводка может быть, сальдо по этому счёту может быть именно или активным, или пассивным.
  • Если мы говорим про телевизоры, это у нас товары, которые мы в последующем перепродаём. И это активный счёт 41.
  • Далее мы возвращаемся опять к примеру и видим, что у нас выделен НДС. План счетов бухгалтерского учёта показывает, что налог на добавленную стоимость — это активный счёт номер 19. Есть ещё субсчета. Я здесь привела пример субсчёта 3 налога на добавленную стоимость, который называется «Налог на добавленную стоимость по приобретённым материально-производственным запасам».
  • И ещё у нас один пункт — это установлена торговая наценка. При этом у нас задействован счёт 42, который так и называется «Торговая наценка».

Формирование бухгалтерских проводок

Теперь переходим непосредственно к формированию самих бухгалтерских проводок. Те пункты, которые у нас были по декомпозиции, когда мы по пунктам разложили, что у нас именно произошло, они у нас превращаются в бухгалтерские проводки.

  1. Получено от поставщиков. Поставщик — это у нас кредит 60-го, потому что мы получили. Вообще, чтобы вы понимали, очень легко определяться с дебетом-кредитом, когда мы понимаем, что если к нам пришло, то это дебет, но при условии, что этот номер счёта активный. Если ушло, то это кредит, но при условии, что это счёт пассивный. Понятно? Поэтому важно понять, активный или пассивный, тогда мы будем понимать: если пришло по дебету активного счёта, то это дебет 41-го, если у нас пришло на пассивный счёт, то это кредит счёта. Мы получили товар — дебет 41-го. И мы ставим бухгалтерскую проводку: дебет 41 — от кого мы получили? — от поставщиков. Поставщик — это 60-й, мы ставим кредит 60-го. Мы не можем поставить наоборот, потому что к нам пришло по дебету 41-го товар, товар — это активный счёт, поэтому он отражается по дебету 41-го счёта. А 126 000 руб. указываем сумму бухгалтерской проводки.
  2. Следующая операция, когда мы говорим про то, что у нас выделен НДС 25 200 руб. Мы опять считаем, что мы получили от поставщиков товар и из этого товара выделили НДС. НДС у нас тоже активный счёт, поэтому это дебет 19-3, вот он субсчёт 3. И далее мы говорим о том, что это кредит 60-го, потому что этот НДС нам дал тот же самый поставщик.
  3. Третья бухгалтерская проводка — мы говорим про установление торговой наценки в сумме 37 800 руб. И торговая наценка — это дебет 41-го, потому что мы увеличиваем продажную стоимость этих телевизоров. А кредит 42-го, сорок второй счёт — это торговая наценка, 37 800 руб.

Надеюсь, понятно. Я вас жду завтра, чтобы мы с вами после того, как сформировали бухгалтерскую проводку, проверили правильность её составления. Мы завтра как раз посмотрим, как же проверить правильность составления бухгалтерской проводки.

Уже остался ещё один шаг. Мы с вами уже такие большие шаги прошли! Поделитесь, пожалуйста, как вам понятна методика составления бухгалтерской проводки. Может быть, что-то непонятно? Я готова объяснить другими примерами, другими формами, может быть, даже на каких-то примерах.

Далее к уроку № 4: проверка правильности составления→

Полезные материалы от Татьяны Дубас:

Оставить комментарий Распечатать