Бухгалтерские проводки без зубрежки. Урок 2: декомпозиция задачи, уравнение баланса, логические связи

Размер шрифта:

Всем добрый день! Ну как, удалось вам разобраться в теоретических вопросах первого урока? Надеюсь, что да. И мы продолжаем сегодня с вами мини-курс «Бухгалтерские проводки без зубрежки».
 

←Назад к уроку № 1: суть счетов бухгалтерского учета, основные категории счетов, план счетов

Проводки без зубрежки. Урок 2

Под видео вы найдете расшифровку урока текстом.

>

Третий ключевой аспект, который мы сегодня рассмотрим, — это декомпозиция задач.

Что такое декомпозиция? Это когда нам нужно взять слона и разделить его на бифштексы. Когда нам говорят о том, что нужно сварить суп, мы не понимаем, как это сделать, потому что не знаем шагов, из которых состоит приготовление супа. Если мы понимаем, что нам нужно сначала подготовить картофель, потом сделать пережарку, затем добавить крупы, тогда мы более-менее понимаем, из чего состоит приготовление супа.

Если перекладывать этот пример на составление бухгалтерской проводки, то мы должны понимать, из каких шагов или операций состоит задача, из которой нам нужно сформировать бухгалтерскую проводку. Именно поэтому большую задачу, например, из нескольких предложений, нам нужно рассмотреть каждое предложение отдельно, найти подлежащее и сказуемое, и понять, какое из этих слов будет дебетом, а какое — кредитом. Тогда мы сможем разделить все ключевые моменты, которые помогут нам определить, какие хозяйственные действия или наименования счетов принимают участие в этой бухгалтерской проводке, и что с ними происходит.

Понятно? Декомпозиция задачи — это когда мы берем одну масштабную задачу, из которой потом формируются бухгалтерские проводки, и разбираем ее на маленькие кусочки, чтобы понять, какие из них принимают участие в наших бухгалтерских проводках, и что за чем следует.

Четвертый аспект — это проверка уравнения баланса.

Каждая бухгалтерская проводка не только формируется, но и проверяется. Если мы говорим про активные счета, то есть обороты по дебету и кредиту, а есть сальдо расчетов. Когда мы складываем обороты дебета и кредита по всем счетам, которые принимают участие в бухгалтерских проводках, это у нас текущие обороты. А после того, как мы возьмем дебет и отнимем кредит, или наоборот, у нас появляется сальдо.

Это сальдо может быть только активным для активных счетов, только пассивным для пассивных счетов, а для активно-пассивных счетов оно может быть и там, и там, как обезьяна. Понятно?

Так вот, если сумма дебетовых проводок, которые мы собрали из нескольких бухгалтерских проводок одной задачи, разложенной на кусочки, добавлена в уравнение, то есть мы поставили оборот по дебету и кредиту напротив каждого номера счета, принимающего участие в бухгалтерской проводке, и получили сальдо расчетов, то эти сальдо тоже должны быть составлены правильно. Активный счет не должен иметь кредитовое сальдо, пассивный — дебетовое, а активно-пассивные могут быть и там, и там.

Именно такой контроль и проверка правильности не только отражения бухгалтерской проводки, но и сальдо, которое появляется после этого отражения, дает нам возможность убедиться в правильности отражения бухгалтерской операции и формирования бухгалтерской отчетности.

Пятый ключевой аспект — это использование логики.

Мы должны понимать суть счетов. Почему мы берем именно этот счет, а не другой? Как нам установить взаимосвязь между ними? Это как в предложении, я уже приводила пример, что если у нас есть предложение, то в нем обязательно есть подлежащее и сказуемое, и их соединяют второстепенные члены предложения.

Так вот, в бухгалтерской проводке есть точно такие же взаимосвязи. Есть основные аспекты, которые позволяют нам понять, что является активным счетом, что будет являться пассивным, то есть оборот по дебету и кредиту, и позволит понять, какое действие совершается между этими двумя счетами, активным или пассивным.

Для примера, если мы возьмем ту же самую картошку, которую купили в магазине. Что у нас будет дебетом? Это картошка. Она может быть материалами, если мы используем ее в собственном приготовлении супа, а может быть товаром, если в последующем хотим ее перепродать. И это дебет, активный счет, что десятый материалы, что сорок первый товары — это все активные счета.

Если мы говорим про пассивный счет, например, расчетный счет 51, то мы взяли собственные деньги и заплатили их за картошку. У нас картошка увеличилась, появился актив, и уменьшился актив, на который мы потратили. То есть из одного актива превратили в другой путем того, что деньги взяли, картошку купили на эти деньги, обмен одного на другое.

Так вот, эта логическая цепочка, когда у нас есть один объект, один счет, есть другой бухгалтерский счет, и когда происходит действие между ними, мы должны понимать, что это правильно, оно так и может быть, а не наоборот. Например, мы купили картошку, и у нас появились деньги — ну не может такого быть. Если где-то прибавилось, то где-то убавилось.

Самое главное — интуитивно определить правильное направление проводок, даже если этот случай не описан в плане счетов. Мы должны понимать, где у нас прибавилось, где убавилось, активный это счет или пассивный, и тогда будем понимать, как составить бухгалтерскую проводку.

Кстати, к бухгалтерской проводке мы как раз приступим с вами на следующем уроке. А сегодня я предлагаю вам еще раз просмотреть план счетов и посмотреть логические движения, логические цепочки теперь в рамках тех пяти ключевых аспектов, которые мы с вами прошли за 2 дня. Насколько план счетов бухгалтерского учета позволяет вам определить, где активные счета, где пассивные, и как они между собой могут быть взаимосвязаны.

Далее к уроку № 3: четыре шага составления бухгалтерской проводки→

Полезные материалы от Татьяны Дубас:

Оставить комментарий Распечатать