5 973

Перевод на дистанционное обучение во время карантина

Размер шрифта:

Как организовать дистанционное обучение во время карантина:

  1. Разработать положение.
  2. Собрать информацию о технической возможности применения технологий удаленной работы.
  3. Продумать расписание занятий, формы обратной связи, виды взаимодействия с учениками и родителями.

Навигация

Почему вводится дистанционное обучение

Важный аспект в ситуации распространения коронавируса — максимальное ограничение контактов людей друг с другом и минимизация рисков передачи инфекции. В этих условиях переход на дистанционное обучение в школах России и учреждениях среднего профессионального образования — логичное и взвешенное решение. На сайте Минпроса размещены методические рекомендации по организации занятий в удаленном формате. Основные тезисы:

  1. ОУ разрабатывает и утверждает локальный нормативный акт об организации ДО (дистанционного обучения).
  2. Составляет расписание занятий в соответствии с учебным планом и требованиями СанПиН о продолжительности урока, разрабатывает формы контроля.
  3. Информирует учеников и родителей о том, как проводится дистанционное обучение во время карантина в школе.
  4. Организует ведение электронных форм учета.

Согласие родителей на дистанционную учебу ребенка в домашних условиях подтверждается заявлением в письменной форме.

Как перевести школьников и студентов на дистанционное обучение

Чтобы удаленные уроки органично встроились в общий образовательный процесс, организовывать их необходимо, учитывая правила дистанционного обучения на карантине в школе и в учреждениях среднего профобразования:

  1. Предварительно собрать сведения о наличии технических возможностей и необходимого оборудования у учеников. Продумать альтернативные формы обучения и контроля.
  2. Составить памятку для детей и родителей о методах и времени взаимодействия с учителем, способах отправки домашних заданий.
  3. Организовать рабочее время учителя и учеников с учетом допустимости нагрузки (ограничения времени работы за ПК). Распределить время между онлайн-конференциями, индивидуальными уроками, общением по телефону, другими формами, не ограничиваясь отправкой домашнего задания.
  4. Наладить визуальное взаимодействие с учениками, обеспечить эффект присутствия учителя. Организовать вебинар при дистанционном обучении в период карантина, индивидуальные/групповые консультации по скайпу, Zoom или с помощью других ресурсов.
  5. Продумать формы обратной связи.
  6. Не прерывать устоявшееся общение: организовать в мессенджерах общие чаты, создавать задачи для группового решения в документах с общим доступом.
  7. Наладить связь с родителями, привлекать активных к сотрудничеству и посильной помощи. Информировать пассивных родителей о расписании уроков, методах контроля.

Всем педагогическим работникам в период дистанционных занятий приходится максимально быстро адаптироваться к новой форме обучения.

В учреждениях среднего профобразования нет таких жестких требований к длительности занятий, больший упор делается на самостоятельность обучающихся. Разрабатываемое положение о дистанционном обучении во время карантина в техникуме или колледже должно предусматривать:

  • учебные дисциплины, которые можно изучать в свободном режиме;
  • требующие обязательного присутствия на онлайн-семинаре в определенное время (необходимо опубликовать расписание таких занятий).

На сайте нужно разместить инструкцию по настройке личного кабинета и получению логина/пароля. Образовательное учреждение само подбирает и рекомендует сервисы и онлайн-ресурсы. В компетенцию ОУ входят:

  • разработка тестов, организация аттестаций, сбор письменных работ, публикация объявлений;
  • перенос лабораторных занятий, практики на другое время;
  • перенос на следующий учебный год дисциплин, которые невозможно изучить с помощью дистанционных технологий;
  • обеспечение непрерывной обратной связи между участниками образовательного процесса;
  • назначение ответственного для консультации преподавателей и студентов по использованию дистанционных технологий во время занятий.

Минобразования и науки рекомендовало перейти на дистанционное обучение во время карантина в вузах, предусмотреть обучение по индивидуальному плану. На сайте ведомства размещены онлайн-курсы для изучения в рамках основных образовательных программ.

Методика онлайн-обучения

Основные методы дистанционного обучения:

  • самостоятельная работа ученика с рекомендованными учителем веб-ресурсами;
  • проведение онлайн-уроков в форме видеоконференций, вебинаров;
  • общение в публичных чатах.

Рабочие инструменты

Российские школы давно и успешно используют платформы «Дневник.ру», «ЯКласс» для получения домашних заданий, общения в группах, осуществления родительского контроля. Включение электронных ресурсов в план работы во время дистанционного обучения — для многих ОУ обычный рабочий процесс:

  1. Для проведения онлайн-уроков предлагается использование сервисов Zoom, Skype, YouTube.
  2. Многие платные платформы предоставляют ресурсы для проведения видеотрансляций на период карантина бесплатно. Это VideoMost, TrueConf, Google Hangouts Meet. Для видеочата с небольшим числом участников подойдет сервис Talky.io. Ссылки на эти и другие инструменты в помощь преподавателю размещены на сайте Министерства просвещения РФ.
  3. Особое значение приобретает возможность визуализации обучения — онлайн-доски. Бесплатные ресурсы: WebRoom, Stoodle, Draw Chat, Scratchwork, Padlet (бесплатно 3 доски).
  4. Сервисы для создания интерактивных обучающих материалов: LearningApps, Wizer, ClassTools.
  5. Создание учебных видеороликов обеспечивают Vialogues, EduCanon, LearningApps.
  6. Веб-инструменты для формирующего оценивания: Quizalize, Socrative, Formative, Testmoz, Classtime. Эти сервисы помогут создать тесты, викторины, интерактивные игры.
  7. Возможность записи в комнатах для вебинара поможет учителю понять, как проходит дистанционное обучение во время карантина, и устранить ошибки. My Own Conference, eTutorium, Webinar.ru, Mirapolis, Virtual Room, Webinar.tw, iMind имеют бесплатные тестовые периоды.

Перечень образовательных ресурсов

В помощь учителям и ученикам предлагается большое количество развивающих ресурсов:

  • обучающие материалы: электронные учебники, тренажеры по школьным дисциплинам, InternetUrok, «Российская электронная школа», «Моя школа в online»;
  • сервис самопроверки и самоподготовки Myskills.ru;
  • сервисы «Яндекса»: «Яндекс.Уроки», «Яндекс.Репетитор», «Яндекс.Учебник», «Я Учитель»;
  • ресурсы издательства «Просвещение»: электронные учебники, вебинары, рабочие программы, олимпиады;
  • интерактивные образовательные платформы «Учи.ру», «Арзамас», «Летово.Онлайн», «Лекториум», «Универсариум»;
  • проекты по профориентации: «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее»;
  • виртуальные коллекции Русского музея, Эрмитажа, мадридского музея Прадо, Лувра, Ватикана.
Мамонтова Татьяна