1 027
Оставить комментарий Распечатать

Уполномоченная бухгалтерия: за и против

Размер шрифта:
Переход на повсеместную электронную отчетность породил множество организаций, предлагающих свои услуги по транспортировке в ФНС отчетных форм организаций и ИП. Сервис, предоставляемый такими компаниями называется Уполномоченная бухгалтерия. Он имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Кроме того, с 1 июля для плательщиков НДС появятся ограничение на использование посреднических услуг при подаче деклараций.

Электронная отчетность - это удобно. С этим вряд ли поспорит хоть один бухгалтер, руководитель или предприниматель. Отправить отчет можно прямо со своего рабочего места, одним нажатием кнопки. В прошлом остались длинные очереди в налоговой в последние дни приема деклараций и бумажные бланки. Но не все так просто, как кажется. Для того, чтобы сдать отчет в ФНС организация, а точнее ее руководитель должен иметь специальную электронную подпись. Она стоит денег и расходы на ее приобретение не всегда являются оправданными для тех налогоплательщиков, которые отчитываются не часто. Такие бизнесмены предпочитают пользоваться услугами посредников - налоговых представителей или специальную услугу уполномоченной бухгалтерии, которую предоставляют многие организации, реализующие программное обеспечение для ведения учета. Однако, с 1 июля 2016 года этот вид услуг будет доступен не всем налогоплательщикам. Вступят в силу требования, обязывающие плательщиков НДС иметь индивидуальный сертификат цифровой подписи.

Что такое Уполномоченная бухгалтерия?

Сервис под названием Уполномоченная бухгалтерия представляет собой канал для передачи данных от организаций в ФНС и обратно. Отчетность налоговикам отправляет организация, предоставляющая услугу, заверяя ее своей электронной подписью. От налогоплательщика при этом требуется доверенность. Услуги сервиса стоят дешевле, чем оформление собственной квалифицированной подписи.

По закону датой сдачи отчета в электронном формате является направление его уполномоченному оператору ЭДО, который оказывает услугу по его пересылке. Поэтому, если налоговая служба вовремя не получит отчет, налогоплательщик сможет доказать отсутствие своей вины в его задержке. В случае с Уполномоченной бухгалтерией все несколько сложнее, поскольку оператор в данном случае выступает в роли представителя налогоплательщика и задержка отчетов с его стороны может быть воспринята неоднозначно даже арбитражным судом.

Кто может воспользоваться услугами Уполномоченной бухгалтерии?

У плательщиков НДС вскоре появится закрепленная законом обязанность заключать договор с оператором электронного документооборота  (ЭДО) для передачи отчетности и получения требований из ФНС в течение 10 дней с даты постановки на налоговый учет. Это связано с тем, что 1 июля 2016 года вступает в силу Федеральный закон № 130-ФЗ от 01.05.2016, который внес соответствующие поправки в пункт 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ. С момента подписания такого документа вся корреспонденция налоговой службы, отправленная в электронном виде будет считаться доставленной налогоплательщику.

Важно понимать, что подписать такой договор с оператором ЭДО сможет только сам налогоплательщик, которому для этих целей будет сформирован уникальный квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, а это значит, что у большинства плательщиков НДС попросту отпадет надобность в услугах Уполномоченной бухгалтерии. Но останутся еще плательщики УСН, которые не имеют такой потребности в частом электронном обмене документами с налоговой службой. Ими этот сервис по-прежнему будет востребован.

Достоинства Уполномоченной бухгалтерии

Сервис отправки отчетов через посредника имеет одно главное и неоспоримое преимущество - низкую стоимость. По сравнению с индивидуальными тарифами по обслуживанию сертификатов электронных подписей, предлагаемых операторами ЭДО, Уполномоченная бухгалтерия - это очень бюджетный вариант дистанционного взаимодействия с налоговым органом.

Кроме того, некоторые организации предоставляют налогоплательщикам сервис предварительной проверки пересылаемых ими данных. Это сверка позволяет избежать отклонения отчета аналогичным проверочным сервисом ФНС. На этом достоинства этого сервиса заканчиваются.

Недостатки Уполномоченной бухгалтерии

К сожалению, на практике налогоплательщики часто сталкиваются с тем, что Уполномоченные бухгалтерии не всегда выдерживают сроки отправки отчетов в налоговую. В результате приходится доказывать свою позицию в суде или оплачивать штрафы, если нет желания судится. Кроме того, все уведомления, требования, а главное квитанции из ФНС также приходят оператору этого сервиса. Поэтому, если он задержит передачу встречной корреспонденции налогоплательщику, у организации или ИП могут возникнуть серьезные проблемы. Ведь если вовремя не известить ФНС о получении квитанции или не ответить на требование, она осуществит блокировку банковских счетов налогоплательщика. С разблокировкой которых потом придется изрядно потрудится.

Кроме того, сама налоговая служба с опаской относится к подобным сервисам. Поскольку, именно при помощи Уполномоченных бухгалтерий некоторые недобросовестные плательщики осуществляют махинации с возвратом НДС или осуществлении других схем с целью получения необоснованной налоговый выгоды. Поэтому, многие территориальные УФНС даже перестают принимать отчетность от предпринимателей и организаций через Уполномоченные бухгалтерии, информируя об этом налогоплательщиков заблаговременно. Однако, такие проблемы могут возникнуть только у клиентов небольших компаний, оказывающих услуги Уполномоченной бухгалтерии. Как правило, клиентам  крупных компаний, которые реализуют собственное бухгалтерское ПО беспокоиться не о чем. Они заинтересованы в сохранении своей репутации и являются клиентоориентированными еще и потому, что их программы учета изначально нацелены на максимальное оказание услуг ЭДО.

Способ отправки своих отчетов в налоговую службу налогоплательщик всегда имеет возможность выбрать сам. Если это будет посредник - услуги обойдутся дешевле, но надежность может несколько пострадать. Если это будет индивидуальный ключ электронной подписи - это будет дороже, но и переживать за возможные чужие ошибки и недочеты не придется. Каждый волен выбирать сам.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай