Претензия — это не просто формальный документ, а мощный инструмент для защиты ваших прав и интересов. В этом видео мы рассмотрим основные виды претензий, а также ситуации, в которых их целесообразно использовать. Вы узнаете, как правильно оформить претензию, какие данные включить в текст и на что обратить внимание при составлении. Грамотно составленная претензия может значительно повысить шансы на разрешение конфликта в вашу пользу.
Также расскажем, какие последствия может повлечь за собой игнорирование претензии с другой стороны и как это влияет на дальнейшие деловые отношения. Мы поделимся практическими примерами и типичными ошибками, которые часто совершают при составлении и направлении претензий. Не забывайте, что претензия — это не только способ донести до партнера ваши требования, но и возможность сохранить деловые отношения.
Здравствуйте! С вами Алена Талаш, управляющий партнер компании «РосКо Консалтинг и Аудит». Для чего существует такой документ, как претензия? Способен ли он что-то решить? Какую юридическую силу он имеет, если составить его неправильно или выслать в адрес закрывшегося офиса контрагента? Отвечаем на все эти вопросы в нашем видео.
Претензия — это официальное письмо, в котором один деловой партнер фиксирует свое недовольство тем, как выполняет условия сделки его контрагент. В рекламации он перечисляет, что требует от нарушителя контракта. Например, покупатель не оплатил вовремя товар, а поставщик требует оплаты. Или же товар оказался некачественным, и заказчик предлагает заменить брак.
С помощью обмена претензиями стороны решают спорные вопросы без походов в суд. Туда они переходят, только если конфликт уладить не удалось.
Отсутствие досудебного письма иногда может послужить препятствием для рассмотрения спора в суде. Необходимость предъявления претензии следует из закона или договора.
Например, соблюдение досудебного порядка будет обязательным:
- при обжаловании решений налоговых органов;
- когда спор касается изменения или расторжения договора;
- в конфликтах между арендаторами и арендодателями;
- и прочих случаях.
Необходимость соблюдения претензионного порядка предусмотрена в разных законах и кодексах. Единого акта, регулирующего эту сферу, нет. Поэтому прежде чем подавать иск, придется изучить вопрос более детально. В справочно-информационных системах можно посмотреть подборки нормативных актов, из которых следует, нужно ли предъявлять претензию перед тем, как подать иск в суд. Стороны вправе предусмотреть в договоре обязательность рекламаций, даже если по закону этого не нужно.
Если претензионный порядок по закону или договору был обязателен, но не выполнен истцом, суд вправе оставить иск без движения или без рассмотрения. А при установлении факта несоблюдения досудебного порядка на стадии принятия заявления суд просто возвращает иск. Такие последствия не препятствуют повторному обращению после того, как нарушение будет устранено.
Никаких шаблонов, бланков, образцов этого документа законом не утверждено. Каждый составляет претензию сам.
В претензии важно указать:
- кому направляется претензия;
- от кого;
- в чем состоит суть нарушения со ссылкой на пункты договора, которые нарушены;
- что требует автор претензии;
- подпись уполномоченного лица и дату.
Многие предприниматели не хотят платить юристам за составление этого документа, считая, что справятся сами. В этой связи хочется предостеречь владельцев бизнеса. Многие допускают ошибки при написании.
Разберемся, какие ошибки при написании претензии приемлемы, а какие — критичны. Считается, что истец выдержал претензионный порядок, даже если он:
- неправильно указал номер договора или перепутал его дату;
- ошибся в реквизитах актов;
- не назвал документ «претензией» (но из содержания следует однозначное толкование наименования и смысла документа);
- перепутал индекс при написании адреса;
- допустил математическую неточность при расчетах;
- не прикладывал к досудебному письму копии первичных документов и иных оснований своих расчетов.
Но неточность ошибке рознь. Например, вы направили арендатору письмо с предложением срочно съехать из помещения, а потом подали в суд иск о взыскании платежей. В претензии вы выразили одно требование, а в иске — другое. Суд не сочтет, что вы выполнили требование ст. 619 ГК РФ о направлении претензии.
Если ошибка в вычислениях, суд снисходителен. Но если в претензии указан один договор, а взыскать долг в суде вы пытаетесь по другому контракту, суд не будет рассматривать иск. Он сочтет, что претензионный порядок не соблюден.
Отправить письмо с требованиями по электронной почте не возбраняется. Так можно быстрее уладить конфликт. Но если между сторонами уже есть натянутость, то пренебрегать соблюдением формальностей не стоит.
Бумажную претензию всегда нужно отправлять на юридический адрес оппонента. Актуальный адрес есть в ЕГРЮЛ. Выписку получить может любой желающий с сайта налоговой по ИНН или ОГРН юридического лица. Услуга бесплатная, выписка предоставляется в доли секунды.
Дополнительный экземпляр рекламации можно послать по почтовому адресу или тому, что приведен в договоре, если он не совпадает со сведениями из ЕГРЮЛ.
Большинство деловых контактов сейчас осуществляется по телефону и e-mail. В этой связи логичен вопрос: достаточно ли отправить текст претензии по WhatsApp, e-mail или факсу? Ответим так: такой способ весьма спорен, даже если он предусмотрен в договоре. Доказать в суде, что вы направили претензию именно той фирме, к которой потом предъявляете иск, непросто. Еще сложнее подтвердить, что ее получил руководитель, а не завхоз.
Поэтому для быстрого решения проблемы такой способ подходит, а для суда — скорее, нет. Ответить на рекламацию адресат должен в течение 30 дней. После этого срока можно направлять иск в суд.
Подведу итоги. Претензия — это документально зафиксированное недовольство участника сделки качеством услуги или товара, с требованием конкретных действий от оппонента. Претензия призвана решить спор до обращения в суд.
В законе нет требований к содержанию претензии. Главное — указать в ней, что конкретно вы просите выполнить адресата. Обязательность направления претензии следует из закона или договора. Если истец не следовал претензионному порядку, суд может вернуть иск, оставить его без движения или без рассмотрения.
Большое спасибо, что досмотрели это видео до самого конца! С вами была Алена Талаш. Есть вопросы? Не откладывайте — пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будь в курсе – будь с РосКо!
Полезные материалы от RosCo:
- Сайт компании: https://rosco.su/
- YouTube канал: RosCo | Consulting & audit — YouTube
- ВКонтакте: RosCo | Consulting & audit (vk.com)
- Telegram: Telegram: Contact @roscoaudit
- Дзен: RosCo | Consulting & audit | Дзен (dzen.ru)