Рейтинг@Mail.ru
44 269
Оставить комментарий Распечатать

Ликвидационный баланс: пошаговое закрытие бизнеса

Размер шрифта:

Ликвидационный баланс — это ключевой финансовый документ, который формируется на заключительном этапе деятельности. Бывает промежуточным и окончательным. Финансовый отчет раскрывает сведения об остатках имущества, активах и задолженностях перед кредиторами.

Процедура ликвидации юрлица

Процедура ликвидации компании строго регламентирована законодательными актами. В частности, по нормам статьи 61 Гражданского кодекса РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это значит, что понятие «ликвидация» является окончательным и бесповоротным. Специалисты разъясняют, ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет — это последний отчет, и в идеале он нулевой. Реализовать все активы или передать их заинтересованным лицам необходимо еще на начальных этапах закрытия бизнеса.

Чтобы определить фактическое финансовое состояние закрывающейся организации, законодатели предусмотрели баланс по итогам прошедшего периода деятельности с даты последней финансовой отчетности. Организации формируют промежуточный и окончательный отчеты. Причина закрытия бизнеса роли не играет: по правилам, ликвидационный баланс составляется для любой закрывающейся компании. Без него орган ФНС не зарегистрирует в ЕГРЮЛ прекращение деятельности юридического лица.

Отчет с показателями — это обычно баланс промежуточный. Примечательно, что форма ликвидационного баланса в 2024 году никакими нормативными документами не утверждена, поэтому заполняют его как в произвольном виде, так и на бланке обычного бухгалтерского баланса (Приказ Минфина № 66н от 02.07.2010). ФНС рекомендует этот вариант в своей информации «О предоставлении документов при ликвидации юридического лица». Но прежде чем составить отчет, необходимо совершить целый ряд действий, предусмотренных Гражданским кодексом и Федеральным законом № 402-ФЗ о бухучете, без которых документ не примут.

Причины для закрытия фирмы

Исчерпывающий перечень оснований для закрытия бизнеса приведен в статье 61 ГК РФ, глобальных случаев всего три:

  • на добровольной основе, по решению учредителей или уполномоченного органа, включая истечение срока, на который изначально было создано юрлицо, и достижение цели его создания;
  • по решению суда (основания, например: осуществление запрещенной деятельности, отсутствие лицензии, грубое нарушение законодательства или устава самой организации);
  • в результате финансовой несостоятельности.

Последний случай самый тяжелый и отдельно регламентируется нормами статьи 65 ГК РФ. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса особенно важен, он касается кредиторов организации-банкрота. Правда, в этой ситуации вводится внешнее управление, и все процедуры с подведением итогов ложатся на плечи арбитражного управляющего. Это отдельная тема, поэтому мы рассмотрим порядок закрытия силами самой организации и оценим, как происходит ликвидация ООО с нулевым балансом, т. е. когда активов хватает на удовлетворение требований всех кредиторов.

Пошаговая ликвидация организации

Этапы, которые проходит каждое юридическое лицо во время процедуры закрытия, определены в статьях 61-64 Гражданского кодекса РФ. Кратко эти шаги выглядят так:

  1. Орган управления или единоличный собственник принимает решение о закрытии организации.
  2. В территориальный орган ФНС направляется уведомление о принятом решении (форма Р15016), чтобы в ЕГРЮЛ были внесены необходимые изменения.
  3. Собирается и утверждается ликвидационная комиссия.
  4. В СМИ и интернете публикуется публичная информация о прекращении деятельности юрлица.
  5. Проводится инвентаризация обязательств и всех активов организации.
  6. Составляется промежуточный отчет при ликвидации.
  7. Принимаются меры по взысканию дебиторской задолженности.
  8. Кредиторов информируют о закрытии организации.
  9. Составляют очередной промежуточный отчет о ликвидации деятельности.
  10. Проводят окончательный расчет с кредиторами.
  11. Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его учредителями (участниками).
  12. Составляется итоговый отчет о ликвидации.
  13. Государственная регистрация результатов закрытия юридического лица. Исключение из ЕГРЮЛ.

В процессе закрытия организации составляется один или несколько промежуточных форм отчетности. А вот итоговый ликвидационный баланс только один. Важно, что первые промежуточные итоги подводят только после проведения инвентаризации, как это предусмотрено Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Все отчеты будут разными.

Как заполнить баланс при ликвидации

Организация вправе составить отчет в произвольной форме. Есть данные, которые обязательно включают в ликвидационную отчетность. Порядок подведения промежуточных итогов регламентирован статьей 63 ГК РФ. В ней сказано, что организации обязательно должны раскрыть информацию:

  • о своем имуществе и активах (на основании результатов инвентаризации);
  • требованиях, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • требованиях, удостоверенных вступившими в силу решениями судов.

По своему внешнему виду, содержанию и порядку заполнения итоговый ликвидационный отчет не отличается от обычного годового: рекомендуемый ФНС код промежуточного ликвидационного баланса в 2024 году — ОКУД 0710001. Единственная разница — дата отчета ставится на день составления, а не на 31 декабря отчетного года. А итоговую бухотчетность подают в ИФНС по форме КНД 0710095, этот бланк рекомендован ФНС России.

Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не обязывает собственников организации сдавать промежуточный отчет о ликвидации в налоговый орган. По закону, в ФНС обязательно сдать только итоговый документ. Но рекомендуем ознакомить налоговиков и с промежуточными результатами. Это позволит им быстрее проверить достоверность предоставленных сведений и завершить процедуру закрытия бизнеса. Решение об утверждении промежуточного отчета принимают учредители (участники) организации или уполномоченный орган, принявший решение о прекращении деятельности. Иногда требуется согласование с уполномоченным государственным органом.

Приведем пример, как составить ликвидационный баланс — промежуточную отчетность при ликвидации.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Подписывает документ председатель ликвидационной комиссии. Отчетный год у организации, которая прекращает свою деятельность, является неполным. Начинается он, как всегда, с 1 января текущего календарного года, а заканчивается датой, которая предшествует дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Обязательно укажите, что это итоговый отчет. Обязательств перед кредиторами в отчете не предусмотрено, а если ликвидационная комиссия смогла распределить между учредителями или реализовать имущество юридического лица, проводится ликвидация ООО с нулевым балансом. То есть в его активе и пассиве стоят нули.

Может пригодиться: как оспорить исключение из ЕГРЮЛ
  • 2021-09-02 08:08:56
    форма старая ее не примут
  • 2021-09-02 08:44:08
    Иван, Рекомендованная ФНС и действующая с 2020 года форма вот "Скачать бесплатно бланк промежуточного ликвидационного баланса в pdf", экселевские формы при желании тоже используются, хотя налоговики их принимают неохотно.
  • 2022-03-04 07:38:06
    Кроме баланса, есть и другая отчетность при ликвидации ООО на УСН в 2022 году, которую обязательно нужно сдать в ИФНС. Отправьте декларацию по УСН, расчет 6-НДФЛ, расчет по страховым взносам, другие декларации по налогам, которые платили на упрощенке (к примеру, имущество). И обязательно отчитайтесь в фонды: сдайте 4-ФСС в Соцстрах и все обязательные отчеты по персонифицированному учету в ПФР, включив в число застрахованных лиц ликвидатора или членов ликвидационной комиссии.
Оставить комментарий Распечатать
Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Формы и образцы: ответы по темам
3 вопроса
Оставить комментарий 8 мая 2024
Как исправить отсутствие отчества сотрудника в базе 1С ЗУП и влияет ли это на сданные ранее отчеты?

В базе данных 1С ЗУП одного из сотрудников не указано отчество, хотя в его паспорте оно присутствует. Все отчеты по этому сотруднику ранее сдавались без указания отчества. Интересует, нужно ли сейчас вносить исправления, добавляя отчество, и как это повлияет на уже сданные отчеты. Возможны ли штрафы за такие исправления?

3 вопроса
43
3 вопроса
Оставить комментарий 8 мая 2024
Какие последствия влечет за собой нарушение условий договора аренды коммерческой недвижимости?

В последнее время сталкиваюсь с трудностями в понимании возможных последствий нарушения условий договора аренды, связанных с использованием арендуемого помещения. Какие штрафы или юридические последствия могу я понести в случае, если не соблюдаю точные условия договора, например, использую объект не по назначению?

3 вопроса
37
3 вопроса
Оставить комментарий 8 мая 2024
Как рассчитывается досрочная пенсия при стаже 42 года?

Интересует, как производится расчёт досрочной пенсии для человека с трудовым стажем 42 года, учитывая, что размер пенсии часто оказывается значительно ниже стандартной страховой пенсии.

3 вопроса
48
4 вопроса
Оставить комментарий 8 мая 2024
Как организовать эффективное удаленное обучение сотрудников в малом бизнесе?

В условиях текущей дистанционной работы мне как владельцу малого бизнеса требуется оптимизировать процесс обучения сотрудников. Какие платформы и методики могут быть наиболее эффективными для организации процесса обучения на расстоянии?

4 вопроса
7
4 вопроса
Оставить комментарий 7 мая 2024
Как классифицировать период нарушения режима больничного в ЕФС-1?

Возник вопрос о том, как правильно отразить в отчетности ЕФС-1 период, когда сотрудник нарушил режим больничного листа. Существует ли специальный код для таких случаев, и как его использование повлияет на стаж сотрудника?

4 вопроса
24
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте