Рейтинг@Mail.ru
27 137
Оставить комментарий Распечатать

Нулевая отчетность по среднесписочной численности работников

Размер шрифта:

Если в компании нет наемных работников, может ли среднесписочная численность в расчете по страховым взносам быть 0, — конечно. Но если позже они появятся, об этом придется сообщить в ИФНС.

В каких случаях необходимо предоставить сведения о нулевой численности

Показатель списочной численности работников рассчитывается при:

  • заполнении формы РСВ;
  • заполнении формы 4-ФСС;
  • расчете суммы налога на прибыль, который платится по месту нахождения обособленного подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ);
  • подаче деклараций в электронном виде в налоговую (п. 3 ст. 80 НК РФ).

С начала 2021 года более не выдаются КНД 1110018 (Приказ ФНС России № ЕД-7-11/752@ от 15.10.2020), а сведения о средней численности служащих отражаются на титульном листе формы РСВ.

Может пригодиться: онлайн-калькулятор, чтобы посчитать среднесписочную численность

Отмена отдельной формы решила вечный вопрос, надо ли подавать нулевой отчет по сведениям о среднесписочной численности, — да, но теперь уже в составе расчета по страховым взносам.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заполнить новую форму РСВ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Нужно ли отражать нулевую численность

В нормативах указано, что значит среднесписочная численность работников 0 человек, — т. е. у юридического лица или индивидуального предпринимателя нет наемных сотрудников, работающих по трудовым договорам. Но остается другой вопрос — подавать ли в таком случае отчетные формы. В законе нет четкой инструкции, допустимо ли расценивать физическое лицо, которое зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, как сотрудника. Аналогичные сомнения и вопрос, может ли ССЧ равняться нулю, возникают и в отношении собственника юрлица, который возглавляет предприятие без персонала.

Разберем каждую из этих ситуаций отдельно.

Может пригодиться: как в 2024 году сдать отчет РСВ (актуальный бланк и образец заполнения для скачивания)

ИП без работников

По закону, индивидуальный предприниматель, будучи работодателем, не вправе выполнять эту функцию по отношению к себе самому. Эта точка зрения отражена в письме Роструда № 358-6-1 от 27.02.2009 и в письме Минфина № 03-11-11/665 от 16.01.2015. Потому ИП не вправе расценивать себя как штатную единицу при подаче отчетности. Это объясняется тем, что законодательство не предусматривает заключение двустороннего соглашения, которым является трудовой договор (ст. 56 ТК РФ), с самим собой.

Но если у предпринимателя нулевая среднесписочная численность в РСВ, если нет сотрудников, а закон не разрешает ИП назначить и выплатить самому себе заработную плату, у него нет обязанности отчитываться о работниках и начислениях в их пользу.

ВАЖНО!
ИП без работников не подает отчетные формы, включая РСВ, если у него нет наемных сотрудников в расчетном периоде (ст. 80 НК РФ).

Если в ООО нет работников

Если численность работников в компании равна нулю, возможны два варианта.

Ситуация Решение

Лицо, не являющееся учредителем, занимает пост генерального директора, имеет трудовой договор с компанией и получает заработную плату. В таком случае может ли в РСВ среднесписочная численность быть 0 и надо ли сдавать отчетность?

В этой ситуации директор является единственным, но сотрудником предприятия. В РСВ уже придется показать сотрудника.
Учредитель самостоятельно выполняет функции директора.

Мнения в этом случае разнятся.

С точки зрения Федеральной службы по труду и занятости, учредитель организации не является ее сотрудником, т. к. трудовой договор нельзя подписать одному человеку и со стороны работника, и со стороны работодателя (письмо Роструда № 177-6-1 от 06.03.2013). Когда не уверены, что ответить налоговой, если среднесписочная численность в РСВ 0, ссылайтесь на это и аналогичные разъяснения Роструда.

Но у такой трактовки есть противники. Они считают, что, с юридической точки зрения, трудовой договор заключается не с самим собой, а между юридическим и физическим лицами. Но если заработной платы нет и труд не табелируется, в отчетности по страховым взносам указывать такого единственного директора не следует. При необходимости потребуется направить пояснение в налоговую инспекцию с указанием предполагаемых сроков возобновления деятельности и найма работников.

Дополнительно:

Условия и срок подачи нулевого РСВ

Средняя численность при открытии или реорганизации ООО или ИП отражается в отчете РСВ. Он сдается каждый квартал в установленные по страховым взносам сроки (5-ФЗ от 28.01.2020). Возникает вопрос: нужно ли в нулевых РСВ указывать ССЧ, — обязательно. Эти цифры в итоге появятся на сайте налоговой службы.

Для отчета применяем актуальную для текущего года форму расчета, ее утверждает ФНС России. В документе среднесписочную численность указывают на титульном листе в специально отведенном для этого поле. Больше нигде в форме этот показатель не фигурирует.

Ниже пример заполнения титульного листа РСВ:

В инструкции к расчету не указано отдельно, какую среднесписочную численность ставить в РСВ организации, если деятельность не ведется, но есть обязанность направлять форму в ИФНС каждый квартал даже при отсутствии выплат в пользу физлиц. Подписывается форма руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. В случае необходимости подпись вправе поставить представитель налогоплательщика при наличии соответствующей доверенности.

Подробнее: как заполнить нулевой расчет по страховым взносам
  • 2022-04-01 07:27:54
    Определить, какую среднесписочную численность ставить в РСВ организации, если деятельность не ведется, несложно. Если работников в принципе нет, а компания на стадии банкротства или ликвидации, то в отчете пишут 0. Если персоналу временно не выплачивают денежные средства, но трудовые договоры с сотрудниками не расторгнуты, воспользуйтесь формулой расчета из Приказа Росстата № 711 от 27.11.2019.
Оставить комментарий Распечатать
Коломиец Екатерина Федоровна

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Отчетность: ответы по темам
3 вопроса
Оставить комментарий 8 мая 2024
Как исправить отсутствие отчества сотрудника в базе 1С ЗУП и влияет ли это на сданные ранее отчеты?

В базе данных 1С ЗУП одного из сотрудников не указано отчество, хотя в его паспорте оно присутствует. Все отчеты по этому сотруднику ранее сдавались без указания отчества. Интересует, нужно ли сейчас вносить исправления, добавляя отчество, и как это повлияет на уже сданные отчеты. Возможны ли штрафы за такие исправления?

3 вопроса
106
4 вопроса
Оставить комментарий 14 апреля 2024
Как изменение адреса регистрации влияет на обязанности ИП по сдаче налоговой отчетности по системам УСН и ПСН?

Как индивидуальный предприниматель, я переехал из провинции в Москву, но мой бизнес остался на прежнем месте и продолжает функционировать там. Я использую системы УСН и ПСН, по которым обязан предоставлять налоговую отчетность. Меня интересует, как теперь мне следует сдавать налоговые декларации, особенно учитывая, что мой доход формируется только в рамках ПСН, а по УСН я сдаю нулевые отчеты.

4 вопроса
11
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте