Изменение Трудового кодекса РФ с 22 ноября 2021 года: электронные трудовые договоры и заявления от работников

Размер шрифта:

Новая редакция Трудового кодекса РФ вступила в силу 22.11.2021. Законодатели закрепили в ТК РФ электронный документооборот в сфере трудовых отношений.

Навигация

Редакцию Трудового кодекса РФ с 22.11.2021 изменил Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ, вступивший в силу в день официального опубликования. Его нормами узаконен обмен между работниками и работодателями электронными кадровыми документами.

Понятие электронного кадрового документооборота

В кодекс добавили новую статью 22.1 ТК РФ «Электронный документооборот в сфере трудовых отношений». В ней под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.

Установлено, что кадровый электронный документооборот не применяется в отношении:

  • трудовых книжек;
  • формируемых, в соответствии с трудовым законодательством, в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;
  • актов о несчастном случае на производстве;
  • приказов (распоряжений) об увольнении работников;
  • документов, подтверждающих прохождение работниками инструктажей по охране труда.

Определено, что кадровый электронный документооборот осуществляется работодателем с помощью:

  • цифровой платформы «Работа в России»;
  • собственной информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями ТК РФ, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.

В статье указано, что:

Работодатель несет расходы на создание и (или) эксплуатацию информационной системы работодателя, а также создание, использование и хранение электронных документов.

Ведение электронного документооборота между работодателем и работниками

Нормами еще одной новой статьи 22.2 ТК РФ установлен порядок введения электронного документооборота и приема на работу к работодателю, использующему электронный документооборот. В ней указано, что работодатель вправе ввести электронный документооборот на основании локального нормативного акта, который принимается им с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. На работодателя возлагаются расходы на создание и эксплуатацию информационной системы, создание, использование и хранение электронных документов и на получение работником электронной подписи (в случае ее отсутствия) и ее использование.

Установлено, что порядок ведения электронного документооборота должен предусматривать:

  • сроки подписания работником электронных документов и (или) ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления;
  • порядок проведения инструктажа работников по вопросам взаимодействия с работодателем посредством электронного документооборота (при необходимости);
  • исключительные случаи, при которых допускается оформление документов, определенных абзацем четвертым части второй настоящей статьи, на бумажном носителе;
  • процедуры взаимодействия работодателя с представительным органом работников и (или) выборным органом первичной профсоюзной организации и с комиссией по трудовым спорам (при необходимости).

Работодатель уведомляет каждого работника в срок, установленный локальным нормативным актом, о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота и праве работника дать согласие на указанное взаимодействие. Переход на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота осуществляется с письменного согласия работника.

Установлено, что письменное согласие не требуется от лиц, которые принимаются на работу после 31.12.2021 и у которых по состоянию на 31.12.2021 отсутствует трудовой стаж.

Отсутствие согласия признается отказом работника от электронного документооборота с работодателем.

ВАЖНО!
Отсутствие согласия работника или лица, принимаемого на работу, на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота либо отсутствие у работника или лица, принимаемого на работу, электронной подписи не может являться основанием для отказа в приеме на работу либо увольнения.

Работодатель обязан безвозмездно предоставлять работникам, которые не дали согласия на взаимодействие посредством электронного документооборота, заверенные документы, связанные с их работой, на бумажном носителе.

Определено, что при заключении трудового договора документы, предусмотренные статьей 65 ТК РФ, соискатель вправе предъявить в форме, согласованной с работодателем, в том числе в форме электронных документов.

Определено, какие виды электронных подписей могут использоваться. В статье указано, что:

ВАЖНО!
Работник или лицо, поступающее на работу, вправе использовать ранее полученную самостоятельно усиленную квалифицированную электронную подпись.

Работодатель обеспечивает сохранность электронных документов в течение сроков, установленных законодательством РФ об архивном деле, в том числе в случае, если электронный документооборот осуществляется с использованием информационной системы работодателя либо цифровой платформы «Работа в России».

В новой редакции статьи 312.1 ТК РФ определено, что работодатель вправе принять решение о распространении правил электронного документооборота на взаимодействие с дистанционными работниками.

Изменение правил приема на работу

По новой редакции статьи 68 ТК РФ оформление приема на работу осуществляется по новым правилам. Теперь прием на работу оформляется трудовым договором, а не приказом, как было до сих пор. Установлено, что работодатель вправе издать на основании заключенного трудового договора приказ (распоряжение) о приеме на работу. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года