Глушенкова Юлия
Автор PPT.RU

Планирование фонда оплаты труда

Планирование фонда оплаты труда — это процесс аккумулирования сумм, необходимых для выплат работникам зарплат и других видов денежных вознаграждений. Формирование ФОТ происходит на основании данных о деятельности предприятия: плановых показателей и размеров предстоящих затрат. В статье приведены методы расчета ФОТ.

Планирование фонда оплаты труда (ФОТ) необходимо каждому предприятию, хотя бы на формальном уровне, так как он составляет в среднем 50–70 % всех расходов организации или индивидуального предпринимателя (показатель может различаться в разных отраслях).

Самый важный и дорогостоящий ресурс — это кадры, поэтому формирование фонда оплаты труда должно производиться обдуманно, так, чтобы развивать все сферы деятельности предприятия пропорционально их нуждам, поощрять работников и создать необходимую мотивацию результативного и производительного труда.

Значение ФОТ для предприятия

Грамотно формировать ФОТ необходимо, чтобы контролировать издержки предприятия, оптимально перераспределять доход и оптимизировать затраты. Фонд составляется на определенный период: чаще всего на год, но может быть на квартал или полугодие. Анализ изменений за предшествующие периоды позволит сопоставить плановые и действительные расходы.

Как планировать размер

Для этого необходимо иметь точные сведения о численности штата, продолжительности рабочего времени, графике труда. При формировании нужно учесть не только размер заработной платы, но и возможные премии (исходя из предшествующих периодов или с учетом необходимых допущений, классности работников и т. д.). Важный момент — принять во внимание достаточность размера этих выплат.

Единой формулы нет, на некоторых предприятиях применяется система мотивации в виде отчислений процента от прибыли, на других — фиксированные премии при выполнении плана и т. д. В этом случае в расчеты необходимо закладывать размер планируемой прибыли и другие данные.

Обобщенная формула выглядит следующим образом:

ФОТ = ЧРП × ЗПСР + НП × К,

где:

  • ЧПР — средняя ожидаемая численность штата предприятия;
  • ЗПСР — з/п средняя;
  • НП — надбавки и премиальные выплаты;
  • К — временной горизонт планирования (3, 6 или 12 месяцев).

Методы формирования ФОТ

Поэлементный метод

В этом случае главным показателем является фонд оплаты труда, высчитываемый для каждого класса сотрудников отдельно. То есть образуется фонд, например, для руководящего состава, работников «на сделке», офисных служащих и временных работников.

Формула для сдельщиков:

ТСТ × Ф × ЧСД × КВН,

где:

  • ТСТ — тарифная ставка;
  • Ф — годовой фонд эффективного времени одного трудящегося;
  • ЧСД — численность сотрудников;
  • КВН — коэффициент выполнения нормы.

В формуле для временщиков применяются те же показатели, кроме КВН. Для руководителей и специалистов применяется общая формула.

Метод экстраполяции

При использовании этого метода более глубоко исследуются внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия. Сначала изучаются данные за предшествующий период, затем производится планирование на следующий. Затем анализируются отклонения в процентном и натуральном выражении и высчитывается, какие затраты можно сократить. Проект ФОТ согласуется со специалистами и руководством.

Нормативный

Здесь используются показатели, характеризующие уровень прироста производства и затрат. Определенный норматив умножается на коэффициент, характеризующий эффективность и результативность деятельности компании.

Сам норматив определяется следующим образом:

(ФОТЧ / ОТЧ) × ((100 + ДПТ × КЗП / ПТ) / (100 + ДПТ)),

где:

  • ФОТЧ — обсуждаемый показатель в отчетном периоде;
  • ОТЧ — объем произведенной продукции;
  • ДПТ — процент прироста производительности согласно плану развития;
  • КЗП / ПТ — соотношение темпов роста заработка к производительности работы.

Приростный норматив рассчитывается так:

ФИСХ × (ДО × НФ + 100 / 100),

где:

  • ФИСХ — исходный размер обсуждаемого показателя;
  • ФОТЧ — по итогу месяца;
  • НФ — прирост показателя на каждый процент роста объема реализованной продукции;
  • ДО — прирост объема реализованного товара в процентах.

Из чего состоят выплаты

В обсуждаемый показатель включаются все выплаты за отработанное и неотработанное время, поощрительные выплаты, все социальные и компенсационные выплаты.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Вам может быть интересно:
БУХГАЛТЕРУ: СТАТЬИ
Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой ответ

У вас еще нет аккаунта? Регистрация

Вход

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?