Каждый работодатель имеет право принимать решения, направленные на оптимизацию экономических процессов организации, и одно из них — сокращение штата. В каком случае оно будет расцениваться как массовое и к каким правовым последствиям может привести, вы узнаете из данной статьи.
Навигация
Что такое массовое увольнение
Сокращение штата является одним из оснований расторжения трудовых отношений по инициативе работодателя (п. 2 ст. 81 ТК РФ). При этом, вопреки распространенному заблуждению, сократить сотрудников работодатель может в любое время, что подтверждается Постановлением Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2.
Также необходимо разграничить понятия сокращение штата и численности сотрудников. В первом случае происходит уменьшение количества работников, занимающих одну должность (например, вместо 18 менеджеров остается 5), а во втором из штатного расписания вообще исключаются определенные категории должностей.
На сегодняшний день процедура массового высвобождения работников регламентируется Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99, согласно подпункту «б» пункта 1 которого, сокращение будет расцениваться как массовое в случае, если численность сотрудников уменьшилась на 50 и более человек в течение месяца. При этом для определения критерия массовости количество уволенных рассчитывается нарастающим итогом.
Необходимость расстаться с большей частью коллектива (или даже со всем персоналом) может возникнуть в различных ситуациях, но чаще всего это нахождение компании в тяжелом финансовом положении, например, на пороге банкротства. В таком случае руководство обычно принимает следующие стратегические решения:
- сокращение рабочего дня в целях уменьшения затрат;
- введение сокращенной рабочей недели;
- уменьшение заработной платы сотрудников.
Если же ни один из этих способов не помог организации выйти из кризиса, руководство принимает решение о массовом увольнении.
Критерии
Многие организации ошибочно полагают, что критерии массового увольнения работников определяются самим работодателем, и он может устанавливать их произвольно. Однако отраслевые и территориальные соглашения предусматривают определенные параметры «массовости» для различных сфер экономической деятельности. Так, например, соглашение между железнодорожными компаниями устанавливает, что увольнение считается массовым, если число сотрудников уменьшилось на 5 и более процентов в течение 90 календарных дней.
Если же в отрасли не предусмотрено специальных критериев, то следует руководствоваться общими параметрами, которые определены в Постановлении № 99. Так, согласно пункту 1 этого документа, сокращение будет считаться массовым, если уволено:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 дней;
- 500 и более человек в течение 90 дней;
- 1 % от общего числа сотрудников за 30 календарных дней в регионах, где общая численность работающего населения меньше 5000 человек.
Процедура массового увольнения
Поскольку законодатель стремится максимально защитить интересы трудящихся, процедура сокращения достаточно жестко регламентирована. Так, руководство компании должно осуществить следующие действия:
- Письменно уведомить профсоюзный орган и региональную службу занятости за три месяца до начала мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991).
- Разработать и утвердить новое штатное расписание с учетом количества остающихся сотрудников (если таковые имеются).
- Издать соответствующий приказ, в котором должно быть указано:
- наименование предприятия;
- список работников, подпадающих под сокращение, с указанием их должностей и подразделений;
- причина увольнения;
- дата.
- Письменно уведомить каждого сотрудника не менее чем за 2 месяца до увольнения. При наличии в организации других вакансий следует предложить их лицам, указанным в приказе (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ).
- Запросить мнение профсоюза по поводу увольнения сотрудника, который в нем состоит.
- Расторгнуть трудовые договоры, издать соответствующие приказы, выдать трудовые книжки и выплатить в последний день работы все полагающиеся отчисления:
- заработную плату;
- компенсацию за неиспользованный отпуск;
- выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Помимо этого, статья 178 ТК РФ предусматривает сохранение заработной платы на период трудоустройства, который может длиться до трех месяцев после увольнения.
Если работник считает, что его законные права были нарушены и увольнение осуществлено с нарушением действующего законодательства, он может обжаловать действия работодателя в суде. Для этого он должен обратиться в суд с требованием о восстановлении на работе и взыскании среднемесячной зарплаты за вынужденный прогул. Чтобы заявление было принято, необходимо подать его не позднее, чем через месяц после получения копии приказа об увольнении либо получения трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ; ст. 24 ГПК РФ; п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).
Если суд признает увольнение незаконным, заявителя могут восстановить на прежней работе либо взыскать в его пользу среднемесячный заработок за вынужденный прогул и изменить запись в трудовой на «увольнение по собственному желанию» (ч. 3, 4 ст. 394 ТК РФ; п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).
Риски работодателя
В случае масштабного сокращения каждый работодатель должен помнить о запретах и ограничениях, которые законодатель установил в целях защиты прав трудящихся.
Выбирая кандидатуру «на вылет», следует учитывать квалификацию и продуктивность сотрудника, а также в обязательном порядке нужно предложить ему другую должность, даже если она менее оплачиваемая. В обратном случае сотрудник может оспорить ваше решение, и суд восстановит его на работе, а с работодателя будет взыскана компенсация за вынужденный прогул.
Запрещается увольнять по сокращению следующие категории работников:
- беременных женщин;
- работниц с детьми до трех лет;
- родителей-одиночек с ребенком-инвалидом, не достигшим совершеннолетия;
- родителей-одиночек с ребенком до 14 лет.
Необходимо за три месяца уведомить профсоюз и службу занятости, иначе работодателю грозит штраф от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).
За невыплату причитающихся сотруднику отчислений часть 6 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает следующие штрафы:
- для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 рублей;
- для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Постановление Правительства РФ от 05.02.1993 N 99
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1
Статья 24 ГПК РФ. Гражданские дела, подсудные районному суду
Статья 19.7 КОАП РФ. Непредставление сведений (информации)
Статья 392 ТК РФ. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора
Статья 394 ТК РФ. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу
Статья 81 ТК РФ. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя