Оставить комментарий Распечатать

Что учесть при выборе СИЗ для работников

Размер шрифта:

Работодатель обязан принимать меры к защите персонала, который трудится в неблагоприятных условиях. Для этого работникам выдаются средства индивидуальной защиты (СИЗ, СЗ). Разберем, что следует учесть при снабжении персонала СИЗ.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Работодатель должен выдать сотрудникам специальные защитные средства.
  2. Они помогают защищаться от опасных условий на работе, таких как высокая или низкая температура.
  3. Есть два вида СИЗ: простые (например, одежда от грязи) и сложные (например, от электрических ударов).
  4. Сотрудники должны знать, как правильно использовать защитные средства, и работодатель следит за этим.
  5. Все СИЗ должны быть проверены на безопасность и иметь специальные метки, иначе их нельзя использовать.

Обязанности работодателя по выдаче СИЗ работникам

Как следует из положений ст. 221 ТК РФ, на работодателя законом возлагаются обязательства снабжать персонал СЗ, которые защитят его:

  1. От факторов производственной среды, представляющих опасность и вредность.
  2. При занятости в особых температурных режимах (как высоких, так и низких).
  3. От загрязнений при осуществлении рабочего процесса.

Они призваны предотвратить или минимизировать воздействие на человеческий организм неблагоприятных факторов.

К средствам индивидуальной защиты относятся:

  1. Спецодежда и спецобувь.
  2. Приспособления, обеспечивающие защиту для различных частей тела (например, очки, маски, перчатки).
  3. Предохранительные приспособления (например, от падения с высоты) и др.
Подробнее: что относится к средствам индивидуальной защиты

На руководство компании законом в рамках обеспеченности персонала, нуждающегося в защите от воздействия неблагоприятных факторов рабочего процесса, средствами индивидуальной защиты возлагаются обязательства:

  1. Приобрести СЗ.
  2. Довести до сведения персонала о полагающихся СЗ.
  3. Выдать их работникам, проинструктировать, как правильно использовать защитные средства и в дальнейшем контролировать, чтобы СЗ применялись персоналом правильно.
  4. Хранить и ухаживать за средствами защиты (стирать, чистить, сушить, при необходимости —ремонтировать).
  5. Заменять их при возникновении такой необходимости.
  6. Не допускать или отстранять от работы тех работников, которые не применяют СЗ.
ВАЖНО!
Выдача СЗ производится за счет собственных средств компании. Запрещено взимать с работников плату за их выдачу, обслуживание, ремонт и т.д.

Требования к СИЗ

Выдаваемые работникам СЗ должны пройти подтверждение безопасности в установленном российским законодательством порядке. Оценка безопасности проводится по требованиям технического регламента ТР ТС 019/2011. Исходя из положений данного документа, все СЗ подразделяются на два класса:

  1. Класс первый — имеют простую конструкцию, применяются там, где риск получения травм или профзаболеваний минимальный. Например, спецодежда, предохраняющая от загрязнений, щиток для лица. Безопасность 1-го класса подтверждается декларацией о соответствии.
  2. Класс второй — имеют сложную конструкцию, призваны защищать человека в процессе его работы от гибели или причинения ему тяжких повреждений (например, от поражений электротоком, падения с высоты). На них оформляется сертификат соответствия сроком от года до пяти лет.
ВАЖНО!
Необходимо учесть, что на всех СЗ должна содержаться спецмаркировка. На ней указывается информация с названием изделия, его моделью и артикулом, специальным кодом, размер, сведения о производителе и защитных свойствах. Если такая маркировка отсутствует, то применять их нельзя.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как выдать и учесть спецодежду. Используйте эти инструкции бесплатно.

Что учитывать при выборе СИЗ работников

При выборе средств индивидуальной защиты требуется учесть, что запрещено приобретать и выдавать работникам защитные приспособления, которые не имеют сертификата или декларации соответствия либо такие документы просрочены. Допускается их использование в случае, когда СЗ выпустили в период действия сертификата на серийное производство и срок эксплуатации или годности не завершился.

При выборе СИЗ требуется учесть, что работники обеспечиваются ими в зависимости от:

  1. Результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.
  2. Условий труда и занимаемой профессии — при составлении норм следует учесть конкретные опасности, существующие на рабочем месте.
  3. Климатических поясов — необходимо учесть температурный режим, влажность и пр.
  4. Половой принадлежности и антропометрических данных работника: роста, веса и размеров. Подобранные не по размеру СИЗ не смогут выполнять возложенных на него защитных средств.
Ко мне нередко обращаются руководители организаций с вопросом, обязаны ли они приобретать СЗ для работников самостоятельно или возможны иные варианты. Закон позволяет приобретать защитные средства в собственность, взять их в аренду или поручить обеспечение ими персонала специализированной организации (аутсорсинг). Но необходимо учитывать, что независимо от выбранного варианта ответственность за надлежащее и качественное снабжение СИЗ остается на работодателе (п. 9 Правил № 766н).

Нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам

Нормы выдачи СИЗ работникам устанавливаются руководством компании самостоятельно в локальном нормативном акте. При составлении данного ЛНА требуется руководствоваться Едиными типовыми нормами, которые утверждены Приказом Минтруда № 767н от 29.10.2021.

Единые нормы устанавливают минимальный объем СЗ. Таким образом, при составлении ЛНА требуется устанавливать нормы выдачи, которые защищают работников равнозначно или в большей степени по сравнению с Едиными нормами (п. 16 Правил № 766н).

ВАЖНО!
До 31.12.2024 допускается применять типовые нормы, установленные до 31.08.2023, либо Единые типовые нормы по выбору руководства компании. С 01.01.2025 применению подлежат только Единые типовые нормы.

При составлении нормы выдачи СИЗ требуется учесть результаты спецоценки условий труда оценки профрисков, а также мнение профсоюза или иного выборного органа работников. Следует выбирать СЗ, которые в наибольшей степени соответствуют условиям труда персонала.

При составлении ЛНА с нормами выдачи в него необходимо включить (п. 17, 18 Правил, утвержденных Приказом Минтруда № 766н от 29.10.2021):

  1. Сведения о классах и уровнях эксплуатации защиты, конструктивных особенностях, комплектации СИЗ, которые планируются к выдаче.
  2. СЗ, необходимые для трудовой деятельности.
ВАЖНО!
Допускается замена одного защитного средства на другое или замена нескольких СЗ одним, если оно обеспечивает равнозначную или большую степень защиты.
Подробнее: нормы выдачи СИЗ по профессиям

Порядок выдачи СИЗ работникам

Порядок обеспечения выдачи индивидуальных СЗ регулируется на основании принятого в компании локального нормативного акта (положение, правила и т.п.). С 01.09.2023 его составление является обязательным. Исключение сделано для субъектов малого предпринимательства: они утверждают данный ЛНА по своему выбору.

При составлении ЛНА о выдаче индивидуальных защитных средств персоналу, предусмотрите в нем:

  1. Порядок, в котором выявляется потребность персонала в индивидуальных СЗ.
  2. Снабжение персонала СИЗ (закупка, составление договора аренды или аутсорсинга).
  3. Порядок выдачи, использования, контроля за качеством, хранения, обслуживания, прекращения эксплуатации и уничтожения СЗ.
  4. Порядок доведения до работников информации об обеспечении их СЗ.
  5. Обязанности и ответственность сотрудников, которые отвечают за выбор и снабжение персонала СЗ.

Порядок выдачи СЗ работникам следующий:

  1. Определите, кого из персонала требуется снабдить индивидуальными защитными средствами, исходя из специфики рабочего процесса (вредные и опасные, особые температурные режимы, загрязнение).
  2. Приобретите необходимые СИЗ. Требуется учесть, что допускается выдача только защитных средств с подтверждением соответствия (п. 3, 6 Правил № 766н).
  3. Доведите до сведения персонала о полагающихся СИЗ, порядке и норме их выдачи.
  4. Проведите обучение и инструктаж персонала по правилам эксплуатации СЗ.
  5. Выдавайте сотрудникам средства защиты по нормам выдачи, не забывая учесть половую принадлежность и антропометрические данные работника. Организуйте контроль за правильным их применением сотрудниками. При отказе применять СЗ или неправильном их использовании не допускайте сотрудника до работы или отстраните его от выполнения должностных обязанностей.
  6. Организуйте хранение и уход за СЗ в строгом соответствии с документацией изготовителя.
  7. Организуйте вывод из эксплуатации и уничтожение отслуживших своё СИЗ.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Выдача СЗ работникам производится под запись в личной карточке учета СИЗ. В ней делается отметка и о сдаче средств защиты, за исключением одноразовых или дерматологических. Для составления личной карточки выдачи СИЗ приложением № 2 Правил № 766н рекомендован соответствующий образец.

Составление личной карточки допускается как в бумажном, так и в электронном виде. При выборе электронного варианта карточки вместо личной подписи сотрудника проставляются реквизиты документа бухгалтерского учета о получении СЗ, на котором есть его подпись, либо информация с электронных устройств с электронной подписью работника.

ВАЖНО!
При выборе ведения карточки в электронном формате, вести ее на бумажном носителе не требуется.
Подробнее: как оформить выдачу СИЗ работнику

Часто задаваемые вопросы по выбору СИЗ для работников

  • 2024-06-19 15:13:59
    Согласно абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 214 ТК РФ работник обязан соблюдать требования охраны труда и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты. Следовательно, за отказ применения СИЗ работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности.
Оставить комментарий Распечатать
Алешина Ольга
Алешина Ольга Адвокат

Закончила Владимирский государственный университет в 2005 году. С 2011 года по настоящее время являюсь адвокатом.