Рейтинг@Mail.ru

Интеллектуальные права

Размер шрифта:

С развитием интернета вопросы интеллектуальных прав и авторского контента стали актуальными. Рассказываем, что относится к интеллектуальным правам, какие объекты авторского права существуют и как их защитить от незаконного использования.

Что такое интеллектуальные права? Определение и основные принципы

Интеллектуальное право — это отрасль гражданского законодательства, которая регламентирует вопросы авторства. Она защищает авторов произведений литературы, науки, искусства и других видов творчества от неправомерного использования результатов их труда. С развитием интернета вопрос интеллектуальной собственности актуален, так как появились блогеры, которые зарабатывают на контенте, авторы получили возможность зарабатывать на своих произведениях.

Раздел ГК РФ об интеллектуальной собственности регламентирует, кто вправе пользоваться объектом авторского права, как передать правомочие на использование, в каком порядке отчуждается правомочие.

ВАЖНО!
Основной принцип — неприкосновенность объекта интеллектуальной собственности. Он означает, что никто, кроме автора, не вправе опубликовать объект, передать третьим лицам, скопировать, уничтожить.

Кроме неприкосновенности, интеллектуальное законодательство соблюдает принципы:

  1. Свобода творчества — автор вправе создать любой объект, не противоречащий действующему законодательству. Автор может создать инсталляцию из кирпичей у себя дома — это легальный объект авторской собственности, а создание боеприпасов и их хранение дома запрещено законом.
  2. Неотчуждаемость авторства. Это значит, что создатель произведения вправе передать правомочие использования объекта, но передать авторство невозможно. Если стихотворение написал Николай М. и продал его Владимиру О., то автором останется Николай М. Владимир в этом случае является правообладателем.
  3. Свобода авторского договора. Автор вправе создать произведение по заказу, передать лицензию на его коммерческое использование, запретить коммерческое использование и пр. Эти вопросы регламентируют в лицензионном договоре, который регулирует вопросы передачи прав на интеллектуальную собственность.

К объектам интеллектуального законодательства относят результат творческой и умственной деятельности автора, который имеет материальное выражение и является уникальным:

  • картины;
  • ТВ-программы;
  • подкасты;
  • тексты;
  • фотографии;
  • коллажи;
  • музыка;
  • образы героев кино и мультфильмов;
  • кино;
  • логотипы;
  • новые виды овощей и фруктов;
  • изобретения;
  • слоганы и пр.

Не является объектом авторского законодательства произведение, которое не имеет носителя — бумажного, электронного, иного материального.

Подробнее: что относится к объектам интеллектуальной собственности

Виды интеллектуальных прав

Различают следующие виды интеллектуальных прав в зависимости от объекта авторского выражения:

  1. Исключительные. Это право автора использовать объект любым способом: опубликовать бесплатно для общего доступа или продать за деньги, использовать для выгоды или для личных нужд, отозвать из общего доступа и пр. Это имущественное право, которое предполагает права на применение объекта и заработка на нем. Автор вправе передать исключительное право другому лицу — правообладателю.
  2. Личные неимущественные. Это право нельзя никому передать, даже если автор захочет это сделать. Оно предполагает право автора на использование его имени при указании авторства или псевдонима, на публикацию произведения.

Виды прав на объекты интеллектуальной собственности

Интеллектуальное законодательство включает в себя авторское право и другие виды. Авторское право наиболее распространено в интернете. В зависимости от объекта, права на авторскую собственность делят на:

  • авторские;
  • смежные;
  • патентные;
  • селекционные достижения (семена, новые плодовые культуры);
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (рецепты, промышленные технологии);
  • средства индивидуализации (логотип, бренд).

Объекты интеллектуального права имеют особенности, поэтому закон закрепил разные правила для их охраны.

Авторские права

Это самая обширная группа, которая включает в себя произведения искусства и творческие материалы:

  • картины;
  • дизайны;
  • музыку и тексты;
  • инсталляции;
  • макеты;
  • видеоролики и пр.
ВАЖНО!
Авторское право не нужно регистрировать, оно возникает автоматически при создании произведения. С этого момента закон охраняет правомочие автора на объект интеллектуальной собственности.

Объектами авторского права являются не только созданные автором объекты, но и переработанные:

  • перевод;
  • экранизация;
  • составление сборников и энциклопедий.

Смежные с авторскими права — это правообладатели. Автор вправе передать возможность использования объекта правообладателю.

Например, гражданин Н. написал песню. Он является и автором, и правообладателем. Гражданин Н. продал песню исполнителю К: Н — автор, К — правообладатель.

Смежными интеллектуальными правами обладают дирижеры, создатели фонограмм, режиссеры.

Подробнее:

Патенты и торговые марки

Если на объект авторства интеллектуальное право возникает с момента создания произведения, то на научные разработки — с момента получения патента.

Получить патент можно на:

  1. Изобретение — это продукт или способ производства. Оно должно быть применимым и иметь изобретательский уровень. Например, аппарат помощи при ходьбе с системой определения желательных параметров шага в среде с препятствиями.
  2. Полезная модель — это техническое решение для существующего устройства. Например, насадка для массажера.
  3. Промышленный образец — это решение для внешнего вида или дизайна изделия. Например, когтеточка в форме табурета. Когтеточка — это не новое изобретение, а когтеточка в форме табурета — промышленный образец.
ВАЖНО!
Патент нельзя получить на разработки в области клонирования людей и на иные цели, которые нарушают принцип гуманности.
На заметку: утвердили правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения

В области предпринимательства объектом интеллектуальной собственности являются торговые марки.

Торговые марки применяют для индивидуализации бренда или продукции. Интеллектуальное право на марку возникает с момента ее регистрации. Зарегистрировать допустимо:

  • логотип;
  • название бренда.

При регистрации нельзя использовать государственные символы и названия. Например, не зарегистрируют логотип с гербом РФ или гербом субъекта, бренд с названием, который содержит слова «Россия», «Федерация», «государственный» и пр.

Проверить уникальность торговой марки можно с помощью специального сервиса на сайте Роспатента:

Лицензии на интеллектуальную собственность и ПО

Создатель объекта интеллектуальной собственности вправе предоставить возможность пользования им третьим лицам — выдать лицензию.

Лицензии на пользование интеллектуальными объектами выдают на:

  • новостную подписку на сайте;
  • сайт с музыкой и кино;
  • антивирусные программы;
  • программы офиса;
  • иные сайты и программы;
  • секрет производства;
  • промышленный образец и пр.

Для получения лицензии на использование объекта интеллектуального законодательства заключают лицензионный договор. В нем стороны согласуют условия пользования объектом:

  • стоимость;
  • срок;
  • возможность перепродать лицензию и пр.

Автор вправе предоставить лицензию на интеллектуальное право одному или нескольким субъектам.

Например, создатель антивируса на своем сайте продает лицензии на использование программы. Ее вправе купить любой желающий, лицензию нельзя перепродать. А создатель секрета производства продал лицензию одному заводу и запретил ее перепродажу третьим лицам.

Защита интеллектуальных прав в интернете

Многие авторы размещают работы в сети Интернет. Чтобы исключить использование произведений третьими лицами, соблюдайте такие рекомендации по защите интеллектуальных прав:

  • на изображениях и видео указывайте водяные знаки;
  • при размещении текстов требуйте указания авторства;
  • в музыкальных произведениях указывайте автора в названии.

Указание создателя произведения не всегда защищает объект интеллектуального права от незаконного использования. Распространенные нарушения:

  • размещение фото и видео на сторонних сайтах и чужих профилях в соцсетях;
  • копирование материалов и выдача их за свои (тексты, обучающие курсы);
  • продажа товара в интернет-магазине с использованием чужого бренда;
  • использование чужих материалов при оформлении товаров в интернет-магазине;
  • использование чужой музыки при создании видео.

Чтобы прекратить незаконное использование материалов, есть несколько способов:

  • обратитесь к нарушителю с требованием удалить контент;
  • отправьте жалобу администрации сайта, на котором размещены материалы;
  • если жалобы не помогают — обратитесь в суд.
Например, блогер Алексей написал пост в ВКонтакте о том, как выгоднее добраться из Москвы в Барселону. Недобросовестный пользователь Игорь скопировал фотографии и текст на свою страницу. Алексей написал Игорю сообщение с просьбой удалить материалы. Игорь сообщение проигнорировал. Алексей обратился в администрацию сайта, по его просьбе контент заблокировали на странице Игоря.

Такой вариант подходит, когда автор не понес убытков от копирования контента. Если из-за копирования автор потерял прибыль, то целесообразно потребовать не только удаления, но и компенсации.

Например, блогер Алина написала обучение на тему закупок из Китая. Владимир скопировал материалы и продавал их, выдавая за свои. Алина потеряла деньги, которые могла заработать на клиентах, которые купили материал у Владимира. Она вправе потребовать удаления контента и компенсации.

Ответственность за нарушение интеллектуальных прав

Если незаконно использовать контент, то есть риск не только получить претензию от правообладателя об удалении, но и получить иск от автора или предписание надзорных органов. Самый простой вариант ответственности за нарушение интеллектуальных прав — удаление материалов или блокировка страницы в соцсети по жалобе автора.

Интеллектуальная собственность находится под защитой государства, поэтому суд или надзорный орган встанут на сторону автора, если он докажет неправомерность использования объекта интеллектуальных прав.

За продажу контрафакта нарушителю грозит административная и уголовная ответственность.

Гражданская ответственность

Гражданская ответственность за нарушение интеллектуального права наступает на основании претензии правообладателя или искового заявления.

Автор вправе направить внесудебное обращение нарушителю. Если требование не исполнить — спор передают на рассмотрение суда.

Правообладатель вправе потребовать:

  • удалить контент;
  • возместить убытки;
  • возместить моральный вред (для физлиц).

Автор вправе потребовать в суде принятия обеспечительных мер: ограничить доступ к сайту, на котором размещены материалы, до момента вынесения решения по делу.

Административная ответственность

Административная ответственность наступает, если контент скопировали для получения дохода. Нарушителя накажут за воровство материалов штрафом, а если он производил и продавал контрафакт — подделку под чужим брендом, всю продукцию заставят уничтожить.

Ответственность предусмотрена ст. 7.12 и 14.33 КоАП РФ. Она распространяется на нарушителя (кто скопировал материал), изготовителя контрафакта, импортера и распространителя.

Административная ответственность применяется, если нет признаков уголовной: крупного ущерба автору или крупного размера денежного оборота.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение интеллектуальных прав по ст. 146 УК РФ наступает в случаях:

  1. Плагиата, в результате которого автор получил крупный материальный ущерб.
  2. Использования объектов авторского закона, если нарушение совершено в крупном размере (более 100 000 руб.).

Нарушителя накажут обязательными или исправительными работами, лишением свободы или штрафом.

Советы по защите интеллектуальных прав

Вот советы, как защитить интеллектуальные права:

  1. Указывайте автора, если размещаете материалы в соцсети.
  2. Не выкладывайте контент в свободный доступ, если планируете использовать его для получения прибыли.
  3. Если продаете материалы в интернете, то закрепите в условиях продажи запрет на передачу их посторонним лицам и перепродажу.
  4. Передавайте право пользования по лицензионному договору, даже если делаете это бесплатно. В договоре укажите правила использования контента, его публикации, продажи и передачи.
  5. Разместите в соцсетях и на сайте условия для сотрудничества, чтобы желающие использовать материалы знали, куда им обратиться и как получить легальное право.
  • 2023-06-07 13:08:32
    Для многих взять чужую картинку в интернете и использовать ее у себя на сайте — это норма. Особенно часто я с этим сталкиваюсь, когда продавцы на маркетплейсах берут чужие фото для своих карточек товаров. Правообладатели обращаются к продавцам с требованиями о компенсации и удаления контента. Если вы решили взять чужое фото — обратитесь к автору за разрешением. Нередко авторы продают фотографии по символической цене.
  • 2023-07-28 21:06:41
    Иногда нереально узнать автора картинки, они расплодились в неимоверном количестве. Если брать картину, то автора ещё можно найти, а просто картинку или рисунок можно блукать по интернету ни один час....
Оставить комментарий Распечатать
Челозерцева Александра
Челозерцева Александра Юрист по корпоративным вопросам

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте