Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно дискриминационности порядка оценки заявок без учета НДС для разных систем налогообложения и моратория на полномочия налоговых органов по привлечению к налоговой ответственности.
Навигация
Оценка заявок без учета НДС
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что установление Заказчиками по 223-ФЗ в закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок без учета НДС для лиц, применяющих разные системы налогообложения, является дискриминационным и нарушает права потенциальных участников Закупки, не являющихся плательщиками НДС, т.к. в Законе № 223-ФЗ отсутствуют нормы о возможности при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены, предложенной участником без учета НДС.
Оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, должна осуществляться в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника. Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Данная правовая позиция следует из правоприменительной практики, приведенной в Обзоре судебной практики №3 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021, а также определений Верховного Суда РФ от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019, от 17.01.2022 № 305-ЭС21-25880, от 04.04.2022 № 304-ЭС22-2729, от 06.09.2022 № 305-ЭС22-15109.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 17 июня 2024 года № 307-ЭС24-8377 по делу № А56-40980/2023, Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 октября 2023 года по делу № А56-40980/2023
Мораторий на налоговые полномочия
Верховный суд РФ прислушался к доводу заявителя кассационной жалобы о том, что мораторий, введенный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497, не может распространяться на полномочия налоговых органов по привлечению к налоговой ответственности по главе 16 НК РФ за применение схемы для имитации права на налоговые вычеты по НДС и расходов по налогу на прибыль организаций по взаимоотношениям со спорными контрагентами путем формирования фиктивного документооборота.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 10 июня 2024 года № 305-ЭС24-4388 по делу № А41-96819/2022
Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».
Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ: