Таблица размеров штрафов по 223-ФЗ

Размер шрифта:

Административный штраф — распространенная мера ответственности за нарушения при работе по 223-ФЗ. Его размер зависит от вида совершенного нарушения, совершено ли оно впервые или в очередной раз, наличия или отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Общие сведения о штрафах по 223-ФЗ

За нарушения, допущенные при работе по 223-ФЗ, заказчики и их сотрудники несут разные виды ответственности:

  • административную, установленную Кодексом об административных правонарушениях РФ;
  • гражданско-правовую — эта ответственность предусмотрена соглашением сторон;
  • дисциплинарную ответственность несут сотрудники заказчика, допустившие нарушение.

Уголовная ответственность за нарушения по 223-ФЗ напрямую не предусмотрена, но в УК РФ есть несколько составов, объективную сторону которых, в некоторых случаях, образуют, в том числе, нарушения в области закупок отдельными видами юридических лиц.

Административная ответственность

Основные нарушения по 223-ФЗ перечислены в ст. 7.32.3 КоАП РФ, но есть и другие административные составы, которые применимы при квалификации ошибок при закупках отдельными видами юридических лиц.

Сводная таблица штрафов за нарушения по 223-ФЗ:

Норма КоАП РФ Суть нарушения Размер взыскания
На должностное лицо, руб. На юридическое лицо, руб.
Ч. 1 ст. 7.32.3 Несоблюдение электронной формы закупки 10 000-30 000 100 000-300 000
Ч. 2 ст. 7.32.3 Несоблюдение электронной формы закупки лицом, которое ранее уже привлекалось к ответственности за это нарушение 40 000-50 000 или дисквалификация на срок от полугода до года -
Ч. 3 ст. 7.32.3 Проведение закупки по 223-ФЗ, когда необходимо было организовать тендер по 44-ФЗ 20 000-30 000 50 000-100 000
Ч. 4 ст. 7.32.3 Нарушение сроков размещения информации в ЕИС 2000-5000 10 000-30 000
Ч. 5 ст. 7.32.3 Неразмещение в ЕИС информации о закупке 30 000-50 000 100 000-300 000
Ч. 6 ст. 7.32.3 Нарушение срока размещения в ЕИС изменений, внесенных в положение о закупке 5000-10 000 10 000-30 000
Ч. 7 ст. 7.32.3 Несоблюдение требований к содержанию извещения о закупке 2000-3000 5000-10 000
Ч. 8 ст. 7.32.3 Предъявление к участникам или закупаемым ТРУ требований, которые не предусмотрены закупочной документацией 2000-3000 5000-10 000
Ч. 9 ст. 7.32.3 Нарушение срока оплаты по договору, заключенному по результатам закупки с МСП 30 000-50 000 50 000-100 000
Ч. 7.2 ст. 19.5 Невыполнение предписания ФАС 30 000-50 000 300 000-500 000

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность возникает из гражданско-правовых отношений. К ней относятся, например:

  • неустойки по договору. Стороны в тексте соглашения определяют меры ответственности за просрочку исполнения обязательств или за их ненадлежащее исполнение. Отметим, что если по 44-ФЗ порядок установления и расчета неустоек регулируется нормативно, то пени и штраф по 223-ФЗ устанавливается сторонами на основании правил положения о закупке;
  • упущенная выгода. Если в результате заведомо неправильно проведенной закупки победителем стал участник, который не соответствовал требованиям, тот из участников, кто требованиям соответствовал, вправе предъявить требование о возмещении упущенной выгоды.

Уголовная ответственность

В Уголовном кодексе РФ не предусмотрено статей, напрямую устанавливающих ответственность за нарушения по 223-ФЗ.

Однако преступления, предусмотренные статьями 178 УК РФ (ограничение конкуренции) или 204 УК РФ (коммерческий подкуп), нередко совершаются, в том числе, при работе по 223-ФЗ.

Регулирование штрафов в рамках 223-ФЗ

Как видно, наказание за все административные правонарушения по 223-ФЗ предполагают определенную «вилку» штрафов. Есть минимальный размер и есть максимальный. При этом в каждом отдельном случае УФАС рассматривает дело и назначает строго фиксированную сумму взыскания.

Описание вариантов применения штрафов

На практике размер зависит не только от вида правонарушения, но и обстоятельств и тяжести проступка.

Часто УФАС назначает штраф по нижней границе. Так, например, поступило Ленинградское УФАС в постановлении по делу от 12.07.2021 № 047/04/7.32.3-1416/2021. В ходе рассмотрения дела заказчика признали виновным в правонарушении по ч. 9 ст. 7.32.3 и назначили штраф в 50 000 рублей, что по этой части является минимальным размером взыскания.

Важно помнить, что установленные в КоАП РФ «вилки» ответственности еще не обязательно означают, что нельзя назначить наказание за их пределами. Например, Арбитражный суд СПб и ЛО в деле № 56-50048/2017 рассматривал заявление заказчика о признании незаконным постановления УФАС.

В постановлении УФАС признало заказчика виновным в административном правонарушении по ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ и назначило штраф в размере 300 000 рублей — по нижней границе «вилки» взысканий. Суд, рассмотрев спор, пришел к выводу, что УФАС обоснованно признал заказчика виновным. Однако суд решил, что такой большой штраф несоразмерен последствиям нарушения, и снизил его вдвое — до 150 000 рублей.

Описание принципов расчета размера штрафа на примерах

При определении конечного размера штрафа необходимо, в первую очередь, иметь в виду положения ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ. В соответствии с ней, при определении размера ответственности необходимо учитывать характер правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, наличие или отсутствие смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Соответственно, УФАС, формируя решение о назначении наказания:

  • проверяет, нет ли в деле обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности;
  • обдумывает возможность применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить лицо от взыскания в связи с малозначительностью деяния;
  • проверяет наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину.

Оценив все эти факторы, контролирующий орган приходит к выводу о том, какой размер ответственности в рамках имеющейся «вилки» наиболее приемлем.

ВАЖНО!
Пример дела № 56-50048/2017 показывает, что даже назначенное по минимуму наказание заказчик вправе попытаться снизить через суд.

Способы предотвращения штрафов

Учитывая большое разнообразие возможных нарушений и достаточно большие штрафы, заказчик по 223-ФЗ заинтересован в том, чтобы не допускать ошибок при закупках или, если ошибка уже совершена, выявить ее самостоятельно, не дожидаясь, когда на нее обратит внимание контролирующий орган.

Внутренний аудит

Закупочный процесс происходит постоянно — организации постоянно в чем-то нуждается для осуществления своей основной деятельности. В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, привлечь к ответственности могут в течение года с момента совершения правонарушения. То есть даже если нарушение допущено по закупке, закончившейся несколько месяцев назад, это не означает, что вопрос этой закупки закрыт и ответственности не будет.

Именно поэтому организациям полезно периодически проводить полный внутренний аудит закупочных документов.

Заказчику следует внимательно проанализировать порядок осуществления каждого этапа закупки от планирования до приемки результатов исполнения, прописать перечень рисков и внимательно проверить документы по каждой из закупок на предмет этих рисков. Не исключено, что в ходе такого аудита обнаружатся недочеты в дизайне тендеров, и заказчик примет решение внести изменение в положение о закупке.

Описание способов обучения и повышения квалификации сотрудников

В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ не устанавливает жесткого требования к наличию у сотрудников заказчика специальной квалификации.

ВАЖНО!
Требование по наличию специального образования заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке.

Однако регулярное повышение квалификации работников поможет снизить количество ошибок в ходе закупок. Существует множество вариантов, как повысить уровень знаний и эрудированность работников:

  • отправлять их на разнообразные обучающие курсы по 223-ФЗ. Такие курсы организуют множество учебных центров, в основном коммерческих;
  • позволять им участвовать в вебинарах и онлайн-семинарах — это разовые тематические мероприятия, которые очень полезны для обмена опытом или освоения каких-то нововведений в законе. Например, когда в силу вступают какие-то поправки в закон, многие учебные центры организуют разовые вебинары, на которых не рассматриваются закупки в целом, а подробно описываются состоявшиеся изменения;
  • организовывать собственные круглые столы и совещания внутри организации или группы дружественных организаций — на таких мероприятиях закупщики могут собраться за одним столом, обменяться опытом, дать друг другу обратную связь или совет.

Регулярный мониторинг и контроль

Если аудит — это масштабное мероприятие, которое проводится периодически, раз в несколько месяцев, то мониторинг и контроль необходимы постоянно, сфера закупок такова, что даже минимальная ошибка нередко приводит к серьезным штрафам.

Поэтому и организовать закупочный процесс необходимо так, чтобы все документы проходили как минимум одно-два согласования перед публикацией.

Исключения и изменения в применении штрафов по 223-ФЗ

В 2022 году рассматривалась идея ввести в ст. 7.32.3 КоАП РФ еще одну часть — 5.1. В ней планировалось предусмотреть ответственность за неразмещение в ЕИС информации о закупках товаров российского происхождения. Предполагалось, что штраф по той части составит от 30 000 до 50 000 рублей — для должностных лиц и от 100 000 до 300 000 рублей — для юридических. Однако в настоящий момент эта часть в статью не введена.

Реальные примеры применения штрафов по 223-ФЗ

Примером привлечения к ответственности должностного лица является постановление Омского УФАС от 29.04.2019 по делу № 055/04/7.32.3-264/2019. В рамках рассмотрения дела контролеры привлекли к ответственности по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ юриста заказчика и назначили ему штраф в размере 2000 рублей.

А примером привлечения к ответственности по ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ является постановление от 01.03.2022 № 077/04/7.32.3-1567/2022. Контролеры назначили юридическому лицу штраф в размере 5000 рублей.

Еще по теме:

  • 2023-03-07 11:26:16
    Законодательные тенденции последних лет таковы, что правила 223-ФЗ постепенно ужесточаются, работа по нему становится более регламентированной, и свободы у заказчиков становится меньше. Поэтому есть все основания полагать, что наказание за ошибки, совершенные в ходе закупок, будет также ужесточаться.
Оставить комментарий Распечатать
Гольцова Полина
Гольцова Полина юрист, специалист по госзакупкам

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.