Как проводить закупки госзаказчику, который базируется за границей

Размер шрифта:

Российские компании, которые находятся на территории иностранного государства, тоже могут участвовать в госзакупках. Но помимо норм 44-ФЗ, нужно учитывать правила и особенности той страны, где работает заказчик.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Госзаказчики за границей могут проводить закрытые госзакупки.
  2. Им нужно учитывать санкции и правила других стран.
  3. Они могут использовать цену в валюте страны, где работают.
  4. Такие заказчики не размещают извещения в Единой системе.
  5. Они могут заключать контракт с единственным поставщиком без извещения и согласований.

Какие закупки разрешены госзаказчикам, которые работают за границей

Многие российские организации не хотят участвовать в заказах за границей, поскольку издержки (транспортные, налоговые, таможенные расходы) на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг за пределами РФ весьма высоки. Более того, в некоторых странах ввели санкции и ограничения по отношению к российским компаниям. В связи с этим российский бизнес, который базируется за границей, часто прибегает к заказам в рамках Федеральной контрактной системы. Такие заказчики вправе проводить все закрытые госзакупки (аукционы, конкурсы), запросы котировок и заключать контракты с единственным поставщиком.

Какие особенности надо учитывать заказчикам, которые работают за границей

Российские госзаказчики, которые расположены за границей, тоже работают по нормам и правилам 44-ФЗ. Но сейчас госзаказчикам надо учитывать все санкции и ограничения, которые ввели недружественные страны по отношению к российским компаниям. Кроме того, необходимо соблюдать требования указов президента РФ и постановлений правительства РФ, которые приняты, начиная с 28.02.2022, и устанавливают специальные экономические меры в ответ на санкции недружественных государств.

И это еще не все. Каждая страна устанавливает собственные нормы и требования к приобретаемым товарам, работам, услугам, и их обязательно надо учитывать в закупках. В России это национальный режим по ст. 14 44-ФЗ, но для заграничных заказчиков он не действует.

Например, в РФ введен запрет на закупку иностранного программного обеспечения (Постановление Правительства № 1236 от 16.11.2015). Необходимо приобретать ПО, которое находится в одном из реестров:

  • едином реестре российского ПО;
  • едином реестре евразийского ПО.

Но для госзаказчика, работающего за рубежом, этот запрет не применяется.

Может пригодиться: как закупать программное обеспечение

Еще одно исключение касается начальной (максимальной) цены контракта (ст. 22 44-ФЗ). По правилам, НМЦК надо рассчитывать в рублях. Более того, для расчетов нельзя использовать информацию о котировках на иностранных биржах. Но для заказчиков, находящихся на территории иностранных государств, сделали исключение. Они вправе обосновывать НМЦК в валюте той страны, где фактически работают. И использовать все открытые источники информации в этом государстве, в том числе котировки на биржах, сведения иностранных сайтов и интернет-магазинов.

Подробнее: как обосновать НМЦК
ВАЖНО!
В отношении госзаказчиков, которые работают за границей, не проводятся согласования закрытых способов госзакупок по ч. 2 ст. 72, заказов у единственного поставщика по п. 4 ч. 5 ст. 93 44-ФЗ и контроль закупок по ч. 5, 5.1 ст. 99 Федеральной контрактной системы.

Как запланировать и провести закупку заказчику, расположенному за границей

Особенности планирования и проведения таких госзакупок закреплены в статье 111.1 Федеральной контрактной системы. По правилам, закупать товары, работы, услуги за границей заказчик сможет, только если ведет свою деятельность непосредственно на территории иностранного государства. Если организация находится в Российской Федерации, то и закупки проводит в пределах РФ.

Госзаказчики, которые работают за пределами РФ, не размещают извещения и другие документы заказа в Единой информационной системе. Кроме того, такие заказчики вправе (п. 6 ч. 1 ст. 111.1 44-ФЗ):

  • не использовать в своих закупках положения статей 14, 28-30.1, 34-37, 41, 44, 45, 103 и 104 Федеральной контрактной системы;
  • не разрабатывать и не утверждать документацию о госзакупке, включая всю необходимую информацию по тендеру, в состав приглашения для участников (пп. «а»-«д» п. 1 ч. 1 ст. 72 44-ФЗ);
  • установить требования к участникам торгов на основании как российского, так и иностранного законодательства, на территории которого они работают;
  • включать в проект контракта условия с учетом законов страны, в которой они работают;
  • установить условие об обеспечении исполнения госконтракта в случаях, когда этого требует 44-ФЗ или закон другой страны;
  • не проводить процедуру подачи предложений о цене госконтракта или о сумме цен единиц товаров, работ, услуг для закрытого аукциона (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ).

Особенности планирования и проведения госзакупок на территории иностранного государства и состав таких госзаказчиков вправе определить российское правительство.

Как провести конкурентные процедуры заказчикам, которые работают за границей

Помимо указанных выше особенностей, заграничные госзаказчики вправе не применять каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) при проведении закупок. Приведем общие правила по организации конкурентных процедур:

  1. Госзаказчик направляет приглашения минимум 3 участникам закупок. В приглашение обязательно включают сведения по ч. 2 ст. 73 44-ФЗ и информацию о возможности подачи заявки с использованием любых средств связи и доставки. К примеру, письменно в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать содержание заявок до окончания срока их подачи.
  2. Заявку на участие в закупке отклоняют, если она не соответствует требованиям ч. 7 ст. 43 Федеральной контрактной системы. Кроме того, госзаказчик вправе отклонить заявку участника, если он не предоставит декларацию по пп. «о» п. 1 ч. 1 ст. 43.
  3. Контракт с победителем закрытых процедур (конкурса, аукциона) заключают не позднее чем через 20 дней после подписания протокола подведения итогов. Госконтракт заключают в письменной форме, по законам и традициям делового оборота той страны, в которой работает заказчик.

Если госзаказчик не проводил процедуру подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги, закупку осуществляют по другим правилам:

  • в заявку на участие в закупке включают информацию по п. 3, 4 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ;
  • протокол рассмотрения заявок на участие в госзакупке не формируется;
  • не позднее дня подведения итогов (ее указывает в приглашении) заказчик действует по нормам п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 74 ФКС.

Дальше составляется стандартный протокол подведения итогов и определяется победитель (п. 1, 2 ч. 3, п. 3-6 ч. 6 ст. 74 ФКС). С победившим поставщиков заключают контракт в течение 20 дней после подписания итогового протокола.

Как провести закупку у единственного поставщика заказчикам, которые работают за границей

Иностранные госзаказчики вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но только в одном случае — для приобретения услуг аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка или жилого помещения, которые находятся на территории иностранного государства (п. 32 ч. 1 ст. 93 ФКС).

Размещать извещение в ЕИС о таком заказе не требуется. Также заказчик может не устанавливать обеспечение контракта. Но при заключении договора по п. 32 ч. 1 ст. 93 следует подготовить отчет о госзакупке у единственного поставщика и обоснование НМЦК.

Может пригодиться: как составить отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика

Кроме того, при заключении госконтракта не нужна помощь экспертов или специализированных организаций. Сообщать в ФАС об этом договоре тоже не требуется.

  • 2024-06-18 10:07:16
    Для организаций, которые работают за границей, но закупаются по нормам 44-ФЗ, существенно облегчили процедуру госзаказа. Им не надо публиковать извещения и протоколы в ЕИС, можно не проходить контроль в сфере закупок и не отчитываться перед ФАС. Однако есть важный нюанс: в работе нужно учитывать не только российские нормы и правила, но и законы иностранного государства, в котором ведет деятельность такой госзаказчик.
Оставить комментарий Распечатать
Задорожнева Александра
Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.