Коротко о том, что такое конфликт интересов: и хочется, и колется, и мама не велит. Если серьезно, то ситуация возникает, когда стоит выбор — принять решение честно выполнить работу или, исходя из корыстолюбия, разжиться дивидендами. Конфликт интересов — это шаг до нарушения, после совершения которого наступает ответственность, от дисциплинарной до уголовной.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Урегулирование конфликта интересов происходит в государственной сфере.
- За это отвечают сотрудники госорганов, муниципалитетов, ЦБ РФ и других организаций.
- Чтобы предотвратить конфликт, нужно соблюдать законы и правила.
- Если он все же произошел, сотрудник должен уведомить руководство.
- Начальник принимает меры, иногда — с помощью комиссии.
Кто отвечает за урегулирование конфликта интересов
Прежде всего, выясним, что такое урегулирование.
За урегулирование проблемы в государственной сфере отвечают:
- сотрудники государственных и муниципальных органов и организаций;
- служащие ЦБ РФ, должностные лица госкорпораций, ПАО, СФР, ФОМС;
- другие работники, в соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ 273.
Требования к урегулированию конфликта интересов
Требования к предотвращению и урегулированию установлены в законах:
- Трудовом кодексе;
- о кредитной кооперации;
- о противодействии коррупции;
- о саморегулируемых организациях;
- о муниципальной службе в РФ;
- о государственной гражданской службе РФ;
- о некоммерческих организациях.
Решение проблемы конфликта интересов в других сферах деятельности законодательством не регулируется, но способ разрешения, если необходимо, прописывают в локальных нормативных актах. Органы, которые не указаны в статье 10, не обязаны вводить в ЛНА понятие «конфликт интересов».
В предпринимательской сфере закреплено понятие «сделка с заинтересованностью».
Например:
Понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность» указаны в законе «О противодействии коррупции», они не тождественны, первое проистекает из второго. Это значит, что личная заинтересованность извлечь какую-либо выгоду приводит к конфликту интересов.
Сегодня мы поговорим только о работниках, указанных в ст. 10 ФЗ 273.
Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов в госорганах, учреждениях, предприятиях законодателем разработана система мер.
Требования к урегулированию состоят в том, что установленные законом меры должны принимать:
- работодатели;
- работники;
- специальные комиссии.
Вам будет полезно узнать: как работают комиссии по урегулированию конфликта интересов госслужащих
Меры по урегулированию конфликта интересов
Еще раз обращаем ваше внимание на то, что требование принимать меры по разрешению конфликта интересов предусмотрено ч. 3 ст. 10 ФЗ 273. К указанным мерам относятся: предотвращение, выявление, урегулирование.
Ст. 11 ФЗ 273 не разделяет меры предотвращения и меры урегулирования.
Наглядно смешение мер показано в таблице:
Предотвращение |
Изменение должностного или служебного положения лица, явившегося стороной конфликтной ситуации. Отстранение от исполнения должностных обязанностей. Отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения проблемы, уведомление. Отвод лица, имеющего личный интерес. Самоотвод лица, который является стороной конфликтной ситуации. Передача принадлежащих лицу ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление. |
---|---|
Урегулирование |
Приведенные в таблице способы урегулирования делятся на две категории:
- решение вопроса самим сотрудником;
- разрешение проблемной ситуации работодателем или его представителем.
Перечень мер урегулирования открыт. Органы власти, организации, в отношении которых не приняты отраслевые НПА, дополняют список, исходя из специфики деятельности в своих локальных актах.
Подробнее:
Меры, принимаемые для предотвращения конфликта интересов
Требование законодательства в рамках противодействия коррупции обязывает служащих искать способы решения по ее искоренению, принимать меры по предотвращению конфликта интересов. Специальных способов предотвращения конфликта интересов законодательство не содержит.
Я работала юрисконсультом в администрации города. На основании ФЗ 273, ФЗ 25 и Указа президента № 821 от 2010 года, администрация города приняла Положение о порядке урегулирования конфликта интересов и Положение о комиссии администрации города по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений и урегулированию конфликта интересов. В разработке документов принимала участие и я. Изучив законы и подзаконные акты, я не встретила конкретизации и детализации каждого вида мер отдельно. Предотвращение и урегулирование идут в паре.
Законодательные акты о государственной и муниципальной службе содержат множество запретов. На мой взгляд, они относятся к мерам предотвращения.
Нельзя:
- принимать подарки различного рода;
- пользоваться госимуществом в личных целях;
- встречаться с гражданами, которые могут спровоцировать конфликт интересов;
- говорить о служебной информации с людьми, не связанными с работой;
- выполнять другие запреты, предусмотренные НПА.
Подробнее: какие запреты и ограничения установлены для госслужащих
Что можно сделать еще для решения вопроса противодействия коррупции:
- в локальный акт внести информацию, каким образом о предстоящем нарушении сообщают сотрудники, если сам работник не выполнил требование об уведомлении работодателя;
- дополнить акт дополнительными мерами;
- на официальном сайте указать номер телефона, по которому сообщают о возможном правонарушении, в том числе анонимно;
- разместить памятки на информационных стендах, официальном сайте для сотрудников и граждан.
Узнайте, когда можно применять жесткие меры по разрешению конфликта
Приведу конкретный пример действий по предотвращению коррупционных действий госслужащим:
В моем учреждении проводилась проверка краевой трудовой инспекцией по жалобе руководителя подведомственного учреждения. Когда по результатам проверки инспектор составил протокол и предписание об устранении нарушений, я прибыла в инспекцию за документами. Инспектор сразу же предупредил меня, что работают камеры, разговор выстроил так, чтобы ничего лишнего не сказать и не услышать от меня. (Я ничего противозаконного и не собиралась делать.) Вот такой простой способ противодействия нарушению закона.
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Что такое конфликт интересов?
Желание использовать служебные возможности в собственных корыстных целях.
-
Как предотвратить такую ситуацию?
Жестко следовать законодательным нормам в этой сфере.
-
Как урегулировать конфликт?
Подчиненному — письменно уведомить о проблеме руководство, объявить самоотвод. Руководству — принять решение о переводе сотрудника или изменении его служебного функционала.
-
Кому подавать уведомление?
Непосредственному руководителю, он выберет способ разрешения конфликта интересов: самостоятельно, отправит уведомление специальной комиссии или назначенному специалисту по урегулированию.
Например, в ФНС форма и порядок уведомления о возникновении конфликта интересов утверждены Приказом ФНС РФ от 07.07.2023 № ЕД-7-4-453@, в Минфине — Приказом Минфина РФ от 07.04.2020 № 57н, в Минобороны — Приказом Минобороны РФ от 02.06.2016 № 321 и др.