Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Условия и факторы возникновения конфликта интересов

Размер шрифта:

Чтобы вовремя распознать конфликт интересов, необходимо знать условия и факторы его возникновения. О них я расскажу, опираясь на случаи, с которыми столкнулась в своей практике.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Конфликт интересов возникает из-за противоречия между личными и общественными интересами.
  2. Чиновники иногда хотят использовать свои полномочия для получения выгоды для себя.
  3. Основные причины: человеческий фактор, много полномочий и отсутствие контроля.
  4. Например, конфликт интересов возможен, когда родственники работают в одной организации и подчиняются друг другу.
  5. Для предотвращения проблем важно выявлять и устранять их на раннем этапе.

Причины возникновения конфликта интересов

Обобщая причины возникновения, я отмечу, что основу здесь составляет наличие возможного противоречия между, с одной стороны, личными, а с другой — общественными интересами. Самой распространённой причиной, когда личная заинтересованность должностного лица может повлиять или влияет на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей, является мотив извлечения из своего положения наибольшей выгоды. Данный вывод хорошо согласовывается с соответствующим Определением Федерального закона «О противодействии коррупции…» («Меры по предупреждению коррупции в организациях» (утв. Минтрудом России) и позицией, изложенной в Письме Минтруда России от 26.07.2018 № 18-0/10/П-5146.

Полный текст этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Причины возникновения конфликта интересов:

  • так называемый человеческий фактор;
  • чрезмерно высокий объем прав и полномочий;
  • отсутствие надлежащего механизма контроля и надзора.
Вам будет интересно узнать: по каким причинам может возникнуть конфликт интересов между организациями

Условия и факторы возникновения конфликтов интересов

Объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом обязанностей при осуществлении полномочий — залог качественно выполненной работы. Однако, руководствуясь корыстными и эгоистическими мотивами, нередко должностные лица стараются извлечь из своего положения наибольшую выгоду. Основополагающими факторами здесь выступают:

  • личная заинтересованность субъекта;
  • мотив получения определенной выгоды;
  • наличие соответствующих полномочий.

Типичные примеры конфликта интересов

Представим ситуацию: близкий родственник одной из сотрудниц организации обратился с заявлением об оказании ему социальной помощи в виде денежных выплат по социальному контракту. Усматривается ли здесь конфликт интересов? Ответ на вопрос зависит от того, может ли даная сотрудница повлиять на процесс принятия решения. Одно дело, если она осуществляет прием документов, и совсем другое, если принимает решения по заключению социального контракта и предоставлению выплат.

ВАЖНО!
Если родственники занимают должности, не являющиеся подчиненными один другому, то конфликта интересов не возникает.
На заметку: как составить справку об отсутствии конфликта интересов

Показательным примером станет ситуация, когда директор организации и его подчиненный — близкие родственники. Такая ситуация расценивается как конфликт интересов ввиду прямого подчинения и личной заинтересованности, и совсем другое дело, если в одном учреждении сотрудничают близкие родственники, но по работе они не сталкиваются, и их должности не пересекаются.

Подводим итог всему вышеизложенному: для полного устранения факторов риска необходимо сосредоточиться на выработке эффективного механизма их выявления на первичном этапе.

Может пригодиться:

Часто задаваемые вопросы по теме возникновения конфликтов интересов

Аржанникова Нина Олеговна юрисконсульт

Юрисконсульт. С 2017 года оказываю квалифицированную юридическую помощь по правовым вопросам.

Комментарии
  • 2024-06-06 16:22:57
    Безусловно, что на указанные мною причины необходимо воздействие определённых факторов для устранения конфликта интересов. Но вместе с тем полностью исключить возможность возникновения конфликта интересов попросту невозможно. Поэтому, проводя юридический аудит, мы можем лишь свести к минимуму возможные факторы возникновения конфликта интересов и личной заинтересованности работников.
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте