Посмотреть комментарии и ближайшие изменения к документу.
Ссылка откроется в вашей учетной записи. Если у вас еще нет доступа в систему, вы сможете бесплатно оформить его на 2 дня.

Статья 477 ГК РФ. Сроки обнаружения недостатков переданного товара

Оглавление

Ч.1 статьи 477 ГК РФ

1. Если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей.

Ч.2 статьи 477 ГК РФ

2. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.

Ч.3 статьи 477 ГК РФ

3. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
В случае, когда на комплектующее изделие в договоре купли-продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.
Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.

Ч.4 статьи 477 ГК РФ

4. В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.

Ч.5 статьи 477 ГК РФ

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Как исчисляется продавцом налог на прибыль при возврате покупателем бракованного товара?

Гражданин, при покупке продукции ненадлежащего качества, вправе требовать возврата всей уплаченной суммы, отказавшись от договора полностью, либо заменить испорченный товар на качественный. П 3 ст 477 ГК РФ устанавливает, что требования по качеству товара, имеющего гарантию, можно предъявлять в течение гарантийного срока. Если гарантия не предусмотрена, то срок предъявления требований не превышает двух лет с даты покупки. Необходимо учитывать, что справедливыми будут считаться требования покупателя по замене товара или возврату денег, только при существенном нарушении его качества. Существенными признаются неустранимые недостатки, либо те, на устранение которых требуются несоразмерные траты. В налоговом учёте, который ведет продавец, операция по возврату бракованного товара отражается одним из способов:

  • осуществляется пересчёт налоговой базы по налогу на прибыль за период, в котором был реализован бракованный товар;
  • затраты в виде стоимости возвращенного брака относятся к расходам в виде потерь от брака (пп 47 п 1 ст 264 НК РФ).
Обоснуем, почему продавец может использовать пересчёт налоговой базы. Раз покупать возвращает бракованный товар, то договор расторгается. А значит налогоплательщик (продавец) не получил доход от продажи этого изделия. И он может снизить свои доходы за этот период на сумму выручки за продажу такого товара, а сумму расходов, соответственно, уменьшить на его стоимость. Важно учесть, что при неполном отражении налогоплательщиком сведений о доходах в декларации, или при обнаружении ошибок, необходимо вносить в неё дополнения и изменения (уточнённая декларация по налогу на прибыль). Это обязанность плательщика налога. Если в отчете находятся искажения, относящиеся к уже прошедшим периодам, то это ведет к необходимости предоставлять в налоговую уточненные декларации именно за те периоды, где были ошибки. Можно отнести затраты по стоимости некачественного товара к потерям от брака, и обосновать это следующим образом: налогом облагаются обоснованные и задокументированные затраты, если они совершены для получения прибыли. Среди налогооблагаемых затрат (п 1 ст 264 НК РФ), направленных на производство и реализацию продукции, есть графа расходов, предусматривающая потери от брака. НК РФ не определяет понятия “брак”, поэтому используется определение, содержащееся в нормативных актах о бухучете. И тогда брак разделяется на два вида:
  • внутренний (потери от него выявлены еще во время производства или продажи);
  • внешний (был замечен у потребителя уже во время сборки, монтажа или использования изделия).
Поэтому, когда покупатель возвращает товар, обнаружив недостатки в законный срок (ст 477 ГК РФ), то продавец при налогообложении может учесть стоимость возвращенной вещи как расходы от потерь в виде внешнего брака. Такой расход подтверждается документами. И так как стоимость бракованной вещи была учтена как расход по реализации, то при возврате её цена признается равной нулю. Поэтому если в последующем этот товар будет снова продан или как-либо использован, то повторно он не включается в список расходов, а значит налогом не облагается. Таким образом налог на прибыль организации при возврате покупателем бракованного товара исчисляется одним из двух рассмотренных выше способов.

Каков срок возврата некачественного товара, если он куплен в комиссионном магазине без гарантии?

Торговля комиссионными товарами выделяется как отдельный вид и регулируется определенными правилами. Однако на отношения между покупателем и продавцом-комиссионером, так же как и на любые отношения в сфере торговли, распространяются все нормы закона о защите прав потребителей и положения ст 477 ГК РФ. Потребитель может предъявлять требования, связанные с недостатками товара, не имеющего гарантии, в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня покупки. Более длительные сроки могут предусматриваться законом либо договором. Итак, если товар куплен в комиссионном магазине без гарантийного срока, но покупатель, неудовлетворенный качеством, желает его вернуть, то он имеет право это сделать в разумное время в пределах 2 лет с момента приобретения (ст. 477 ГК РФ, ст 19 закона о защите прав потребителей).