Обсуждаем, как определяется ответственность перевозчика перед собственником груза, если перевозчик был нанят покупателем.
Какая ответственность возлагается на перевозчика перед собственником груза, если перевозчик был нанят покупателем
Я, как поставщик, заключил договор поставки с покупателем. В договоре указано, что право собственности на товар переходит после подписания накладной покупателем. Покупатель самостоятельно заказал перевозчика для вывозки товара со склада. В пункте назначения оказалось, что товар повреждён и покупатель отказывается его принимать. Возникает вопрос: имею ли я право предъявлять претензии к перевозчику, если именно я всё ещё являюсь собственником груза, несмотря на отсутствие прямых договорных отношений между мной и перевозчиком?
Доставщик отвечает за целостность груза, если не случились непредотвратимые/неустранимые обстоятельства (п. 5 ст. 34 ФЗ № 259-ФЗ от 08.11.2007). Получатель товара может отказаться от него и потребовать от транспортировщика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если его целевое использование невозможно (п. 66 правил, утв. постановлением № 2200 от 21.12.2020).
Досудебную претензию к перевозчику смогут направить те, кто заключили договоры перевозки, получатели товара (п. 27 постановления № 26 от 26.06.2018).
Таким образом, правом заявить претензию обладает получатель груза. А вот правомерность отказа получателя от вещи требует отдельной оценки (насколько вещь нельзя использовать по назначению).
С другой стороны, в силу ст. 211, п. 2 ст. 458, 459 ГК РФ риск гибели/повреждения имущества несет его собственник, если иное не прописано в соглашении. Риск переходит на покупателя (если не определено сторонами иное), когда, согласно договору, продавец исполнил обязанность передать вещь покупателю. Если в соглашении сторон нет обязанности продавца доставить товар получателю, то обязанность его передать будет исполнена в момент сдачи доставщику.
Поэтому для разрешения конкретной ситуации имеет значение вопрос, с какого момента, согласно договору поставки, риск переходит на покупателя и какие действия поставщика будут считаться исполнением обязанности по передаче вещи.
Как поступить, если перевозчик нанят не поставщиком, но груз повреждён до передачи покупателю?
В моей ситуации перевозчик выбран и оплачен покупателем, а я лишь передал товар на его склад. Если ущерб обнаружен до того, как право собственности перешло к покупателю, но перевозку осуществляла третья сторона, на что я имею право как собственник? Обязан ли я взаимодействовать с перевозчиком напрямую, или это обязанность покупателя?
Отвечает Князева Жанна
Считаю, что оснований взаимодействовать с транспортировщиком нет. Досудебную претензию к грузоперевозчику вправе выставить те, кто заключили договоры перевозки, получатели товара (п. 27 постановления № 26 от 26.06.2018).
Если в договоре поставки у продавца нет обязанности поставить товар, то его обязанность перед покупателем по передаче является исполненной в момент передачи его грузоперевозчику. В этом случае (если не согласовано иное сторонами) риск гибели/повреждения имущества принимает покупатель (п. 2 ст. 458, 459 ГК РФ). Конкретные условия надо смотреть в соглашении о поставке.
Вы, как лицо, которое добросовестно передало доставщику груз надлежащего качества, вправе требовать от получателя оплаты за него.
Можно ли предъявлять претензии перевозчику без наличия с ним договора?
В нашем случае договор перевозки между перевозчиком и моей компанией не заключался, документы оформлял покупатель. Пока груз всё ещё находится в моей собственности. Возможно ли официально заявить претензию перевозчику, ссылаясь лишь на своё право собственности и нормы законодательства, без наличия прямого договора?
Отвечает Князева Жанна
Как такового запрета на подготовку и направление собственником товара претензии перевозчику нет. Но для предметного ответа важно учесть ряд нюансов:
- принят товар покупателем (полностью, в части), а если нет, то по какой причине;
- фактически возвращено имущество поставщику;
- почему покупатель не хочет взаимодействовать по проблеме с перевозчиком;
- нарушитель признает утрату/повреждение имущества по своей вине или нет;
- зафиксирован факт порчи товара.
Учтите, что досудебную претензию к грузоперевозчику вправе выставить те, кто заключили договоры перевозки, получатели товара (п. 27 постановления № 26 от 26.06.2018). Но если получатель товара не хочет предъявлять претензию транспортировщику и требует от поставщика замены испорченного товара на качественный, то поставщик отказывает ему в его требованиях и рекомендует обратиться к причинителю ущерба и (или) обращается напрямую к доставщику с претензиями к качеству его услуг.
В этом случае есть риск, что, в ходе подачи иска поставщика к перевозчику, первого признают ненадлежащим истцом.
Какие документы мне необходимы для обоснования претензии к перевозчику?
Я собираюсь предъявлять претензию перевозчику по поводу повреждённого товара. Поскольку перевозку заказывал не я, хотел бы понять, какие точно документы мне надо собрать, чтобы доказать как факт повреждения, так и своё право требовать возмещения убытков.
Отвечает Князева Жанна
Факт повреждения имущества подтверждают актом. Его составляют заинтересованные лица (как правило, грузодоставщик и получатель), когда выявили порчу (п. 81, 82 правил, утв. постановлением № 2200 от 21.12.2020).
При этом считаю, что оснований для подготовки претензии со стороны поставщика нет. Досудебную претензию к грузоперевозчику вправе выставить те, кто заключили договоры перевозки, получатели товара (п. 27 постановления № 26 от 26.06.2018). В нашем случае продавец не оформлял отношения с транспортировщиком и грузополучателем не является.
Кто отвечает за убытки до перехода права собственности при перевозке сторонней компанией?
В данной ситуации я — поставщик, а транспортировку организует и оплачивает покупатель, но до подписания накладных право собственности остаётся за мной. Если в процессе такой перевозки груз повреждён или утрачен — кто несёт финансовую ответственность за убытки до момента перехода права собственности?
Отвечает Князева Жанна
Ответственность за убытки в связи с повреждением/утратой груза несет транспортировщик. В силу закона (ст. 796 ГК РФ) лицо, которое транспортирует груз, отвечает за его сохранность с момента принятия до момента выдачи. Оно не будет виновно, если:
- на состояние груза повлияла обстановка, которую нельзя предотвратить или исправить (например, запрет проезда по дороге, который установлен органами власти);
- отправитель неправильно упаковал товар (п. 22, 23 постановления № 26 от 26.06.2018).
Каков порядок взаимодействия между собственником груза и перевозчиком при спорных ситуациях?
Если перевозчик привлечён стороной-покупателем, а повреждение груза обнаружено до момента передачи покупателю, как мне эффективно выстроить работу с перевозчиком для урегулирования спора о компенсации?
Отвечает Князева Жанна
Если груз испорчен в ходе транспортировки — это необходимо зафиксировать. Акт составляют заинтересованные лица (как правило, автоперевозчик и получатель), когда выявили порчу (п. 81, 82 правил, утв. постановлением № 2200 от 21.12.2020).
Когда транспортировщик привлечен грузополучателем, взаимодействовать с ним по вопросу повреждения товара уполномочен он сам (сторона по соглашению), а не поставщик.
Но если грузополучатель выставляет претензии о качестве товара поставщику, то последний может вступить в диалог (переписку) и с причинителем вреда, и грузополучателем для выяснения всех обстоятельств дела в целях защиты своих интересов.
Как обезопасить себя при организации передачи товара стороннему перевозчику?
Впредь я бы хотел минимизировать риски, связанные с порчей или утратой груза до перехода права собственности, когда перевозку организует покупатель. На что стоит обратить внимание в договоре поставки или документообороте, чтобы интересы компании были защищены в подобных ситуациях?
Отвечает Князева Жанна
Предусмотрите в договоре поставки, например, такие условия:
- имущество находится в собственности поставщика до момента его оплаты (или до подписания документов о приемке имущества) — выбрать нужный вариант;
- риск случайной гибели/повреждения имущества перейдет к покупателю, когда поставщик исполнит обязанность передать его стороне договора;
- обязанность передать имущество покупателю будет исполнено поставщиком в момент сдачи его первому перевозчику;
- риски за неправомерные действия третьих лиц, которых покупатель привлекает в рамках исполнения настоящего договора (в т.ч. перевозчиков), несет покупатель.
Такие условия подтолкнут получателя вещи принять меры к восстановлению его нарушенных прав путем предъявления претензий к доставщику.
Читайте также: