Покупатели, которые приобретают товары со скидками или частично оплаченные другими лицами, получают доход. А любой доход, кроме освобожденного от налогообложения по нормам Налогового кодекса РФ, подлежит обложению НДФЛ. Поэтому у продавца возникает обязанность отчитаться о невозможности удержать налог, а у покупателя, соответственно, — уплатить его самостоятельно. Это следует из разъяснений Минфина России. Но есть и исключения.
Что случилось?
Минфин России опубликовал письмо от 18.06.2018 № 03-04-06/41470, в котором разъяснил, что организация, которая реализовала покупателю товар по сниженной цене или сама частично доплатила его стоимость, обязана удержать НДФЛ с дохода покупателя. Чиновники уверены, что в такой ситуации покупатель получает налогооблагаемый доход в натуральной форме. Но всегда ли нужно платить налог со скидок и как действовать в этой ситуации продавцу и покупателю?
Когда скидка означает доход
В своем письме Минфин России рассматривает ситуацию с продажей квартир по ценам ниже рыночных, в том числе работникам организации. В рассматриваемых условиях, по мнению Минфина, речь идет о том, что покупатель оплачивает стоимость товара только частично, поэтому, в силу статьи 211 НК РФ, у него возникает доход от организации или индивидуального предпринимателя, которые реализовали товар со скидкой, в натуральной форме. При этом Минфин разъясняет, что налоговая база обложения НДФЛ в этом случае определяется как разница между стоимостью товаров, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ (рыночная стоимость) и фактической ценой продажи. При этом из цен не нужно вычитать НДС и акцизы.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ, доход работника независимо от того, в какой форме он получен — денежной или натуральной, подлежит обложению НДФЛ.
С размера полученной выгоды продавец товара должен исчислить НДФЛ. И если покупатель является работником его организации (что бывает редко), он должен удержать с него НДФЛ на эту сумму и оплатить его в бюджет. Сложнее, когда покупатель не является работником организации-продавца. В этом случае у налогового агента, которым становится продавец, нет возможности удержать налог. Ведь никаких доходов покупатель в такой организации не получает. Поэтому у продавца возникает другая обязанность. Он должен обязательно отчитаться в орган ФНС о неудержанном налоге.
Для этого необходимо оформить на каждого покупателя частично оплаченного товара справку 2-НДФЛ и направить ее в территориальный налоговый орган не позднее 1 марта следующего года. Таким образом сотрудники ФНС узнают, что организация не смогла удержать с покупателя НДФЛ. В таком случае гражданин-налогоплательщик обязан перечислить его самостоятельно. Но, помимо налоговой инспекции организация-продавец обязана известить о том, что у нее возникла обязанность оплатить налог самого покупателя.
Если продавец не исполнит свою обязанность по уведомлению ФНС о неудержанном с налогоплательщика НДФЛ, то в силу статьи 126 НК РФ его привлекут к ответственности и оштрафуют на 200 рублей за каждую неподанную справку 2-НДФЛ.
Когда бонусы не являются доходом
Важно помнить, что Минфин по поводу возникновения у покупателей налогооблагаемого дохода во время проведения различных акций с бонусами, сниженной ценой или cash back, имеет противоречивое мнение. Поскольку порядок обложения НДФЛ таких доходов законодательством прямо не урегулирован, в некоторых случаях сотрудники Минфина утверждают, что поощрение торговыми сетями покупателей в рамках программ лояльности (бонусы, cash back и т.п.) не образует облагаемого НДФЛ дохода. Бонусные баллы, которые зачисляются на счет покупателя или засчитываются впоследствии в оплату товаров (работ, услуг), представляют собой аванс. Кроме того, нормами статьи 217 НК РФ прямо освобождены от обложения НДФЛ скидки по дисконтным и другим специальным программам. Такие бонусы не облагаются НДФЛ при условии, что:
- Вознаграждение не является безвозмездно полученным физлицом. То есть условием его получения являются расходные операции со стороны покупателя.
- Условия начисления и списания бонусов в рамках программы лояльности должны быть публичны. В частности, опубликованы на сайте организации или в иных общедоступных источниках.
Об этом идет речь в письмах Минфина России от 11.08.2016 № 03-04-06/47214, от 08.08.2016 № 03-04-06/46389, от 16.12.2015 № 03-04-07/73675.
Какой из этого следует вывод? Очень простой — не хочешь, чтобы твои бухгалтеры и покупатели возились с отчетами и уплатой налога, объявляй распродажу или акцию официально с четкими условиями, предусматривающими обязанности покупателя. Тогда реклама и экономия не обернется головной болью. Кстати, самим покупателям также желательно следить за этим вопросом, чтобы сапоги со скидкой не вышли в итоге дороже, чем ожидалось.
Статья 105.3 НК РФ. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
Статья 210 НК РФ. Налоговая база
Статья 211 НК РФ. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме
Статья 217 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)