Курортный сбор в России в 2020 году

Размер шрифта:

Курортный сбор в России в 2020 году — это новая обязанность для граждан в случае отдыха в определенных законом регионах совершать небольшие отчисления в бюджет. Для многих россиян это стало полной неожиданностью; закон, однако, был принят еще в середине прошлого года. В начале отпускного сезона вопрос о том, как будет взиматься курортный сбор, очень актуален, ведь ранее подобный налог не вводилсяиз-за разногласий по поводу порядка уплаты и возможных злоупотреблений на местах.

Навигация

История вопроса

Налог на отдых существовал в РФ с 1991 по 2004 гг. Впоследствии от него было решено отказаться, так как его результаты не оправдали ожиданий законодателей. Но по инициативе чиновников, в том числе губернатора Ставропольского края, вопрос о введении налога на отдых вновь стал актуальным. Закон о курортном сборе 2020 — 214-ФЗ, который был принят в прошлом году, — предлагает достаточно жесткую систему контроля за поступлениями и их расходованием (путем образования единого регионального Фонда и предоставления отчетности).

Цель введения данной повинности вполне понятна — развитие и модернизация инфраструктуры самых популярных туристических мест в России. Курортный сбор 2020 года позволит сформировать резервы на развитие туристической отрасли, в чем заинтересованы, прежде всего, сами граждане. Сумма платежа небольшая, однако в Ставропольском крае, например, уже собрано более 4 миллионов рублей.

Законы РФ и субъектов РФ о налоге на отдых

Сам термин был вновь введен 214-ФЗ. Курортный сбор в России в 2020 году применяется именно на основании этого федерального нормативного акта. Однако часть полномочий передана региональным законодателям, что определено в самом ФЗ. Соответствующие законы регионы должны были принять (и приняли) до 01.01.2018.

В законе заявлено, что введение налога на отдых является экспериментом, поэтому федеральный закон устанавливает:

  • территорию применения: наряду с Крымом это также края: Ставропольский, Краснодарский, Алтайский (но не Республика Алтай);
  • срок: с 01.05.2018 до 31.12.2022. Однако в двух регионах применение отложено: в Краснодарском крае платежи будут осуществляться с 16.07.2018 (в связи с проведением матчей Чемпионата мира по футболу в регионе); в Крыму введение налога отложено и вовсе до мая следующего года. Таким образом, курортный сбор с 1 мая 2020 г. применяется только в Ставрополье (Железноводск, Пятигорск, Кисловодск и Ессентуки) и на Алтае (а точнее — только в Белокурихе);
  • предельный размер курортного сбора в России 2020 г. — 50 рублей, в последующие годы — 100 рублей;
  • обязанности и права участников взаимоотношений;
  • порядок уплаты.

В региональном законодательстве в первую очередь отражается, на каких конкретно территориях применяется платеж, сколько должен платить каждый турист за каждый день пребывания (на Алтае — 30 рублей в 2020 г. и 50 рублей — в последующие; в Крыму планировали 10, в Ставрополье — 50, в Краснодарском крае — 10 рублей). Федеральный закон предоставляет возможность устанавливать размер суммы в зависимости от сезона и даже понижать ее до минимума, то есть до нуля.

Основные понятия: плательщики, объект размещения, операторы

Плательщиками являются только физические лица, достигшие 18 лет и прибывающие на срок более 24 часов.

Объект размещения: коммерческая недвижимость, назначение которой — оказание курортных услуг, жилые помещения, пригодные для временного размещения.

Операторы платежа: юридические лица и индивидуальные предприниматели, предлагающие гостиничные услуги.

Порядок расчета и уплаты

Конечно, неудивительно, что широкое обсуждение вызывает и само понятие — курортный сбор; как будут собирать — еще один из часто задаваемых вопросов. Ответы нужно искать в законе, где все подробно расписано: оператор взимает сбор и учитывает его отдельно от оплаты за проживание. Оплата производится на основании расчета: произведения количества дней на ставку налога. Оплатить взнос нужно не позднее дня выезда из объекта размещения.

Как будут взимать курортный сбор — важно, но также очень важно организовать на практике действующую систему контроля за поступлением средств и их расходованием. В качестве подтверждения платежа оператор должен выписать приходный кассовый ордер и выдать плательщику квитанцию к нему. Такие рекомендации ЦБ РФ изложены в Письме от 02.04.2018 № 05-45-1/2303

Льготы

Указаны в законе и граждане, освобожденные от данной повинности:

  • имеющие награды за заслуги перед отечеством;
  • участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, блокадники Ленинграда, инвалиды войны и члены семей погибших участников ВОВ;
  • инвалиды 1 и 2 групп, лица, сопровождающие последних, а также детей-инвалидов;
  • больные туберкулезом;
  • лица, задействованные при ликвидации аварии в Чернобыле и Семипалатинске;
  • малоимущие;
  • обучающиеся в регионе (до 24 лет), постоянно проживающие в нем или работающие, имеющие на указанной территории недвижимость в собственности;
  • спортсмены, тренеры, судьи, спортивные чиновники, прибывшие для участия в официальных мероприятиях;
  • прибывшие для высокотехнологичного лечения или в целях реабилитации.

Эти категории граждан либо являются социально незащищенными, либо связаны с территорией эксперимента, поэтому их освобождение от налога на отдых выглядит вполне рациональным.

Глушенкова Юлия Юрист

Окончила Уральскую государственную юридическую академию в 2001 году. Работала в государственных органах и коммерческих организациях, веду частную практику.