Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Верховный суд о госзакупках. День за днем. 11.04.25

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно исполнения предписаний антимонопольного органа без административной ответственности, запретов на привлечение субподрядчиков в закупках и обязанности заказчиков проверять уровень ответственности участников закупок.

Навигация

Исполнение предписания антимонопольного органа в срок и административная ответственность

Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что лицо, не исполнившее предписание антимонопольного органа в установленный срок, нельзя привлечь к административной ответственности по ч. 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения, если указанное предписание обжаловано в арбитражный суд в последний (предпоследний) день срока, установленного на его исполнение, а исполнено до вступления в силу решения арбитражного суда, установившего законность вынесения данного предписания.

При этом если арбитражный суд принял исковое заявление на пятый день после его подачи и к этому времени срок исполнения предписания уже истек (но предписание исполнено до вступления в силу решения суда), то у антимонопольного органа отсутствует право на привлечение указанного лица к административной ответственности за невыполнение предписания УФАС, т. к. предусмотренное законом императивное правило о приостановлении срока исполнения предписания не должно быть поставлено в зависимость от усмотрения суда, обладающего дискреционными полномочиями на принятие заявления как в первый, так и в любой другой день, но в пределах пятидневного срока. Учитывая, что в ситуациях, когда в отношении одного лица определение о принятии заявления к производству может быть вынесено непосредственно в день его поступления, а в отношении другого — на пятый день (например, с учетом загруженности соответствующего арбитражного суда и количества дел, приходящегося на судью), момент приостановления предписания будет исчисляться по-разному, что, в свою очередь, не отвечает конституционным гарантиям справедливого правосудия.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 09 апреля 2025 года № 304-ЭС25-2336 по делу №А75-12825/2023, Постановление Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2024 года по делу №А75-12825/2023

Запрет на привлечение субподрядчиков в закупках по 223-ФЗ и свобода договора

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что установление в извещении о закупке по 223-ФЗ требования о запрете на привлечение к выполнению работ по договору третьих лиц без письменного согласования с заказчиком противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. В соответствии с Законом № 223-ФЗ заказчик вправе устанавливать требования исключительно к участникам закупки. Требования к субподрядным организациям устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно. В этой связи наличие спорного требования может привести к различного рода злоупотреблениям и противоречит общегражданскому принципу равенства участников таких правоотношений (статья 1 ГК РФ).

Спорное условие проекта договора нарушает право исполнителя на свободу правоотношений с третьими лицами, то есть принцип свободы договора (статья 421 ГК РФ). Так, исполнитель может столкнуться с необходимостью задействования труда физических лиц, к которым заказчик не предъявляет специальных требований, в отличие, например, от тех лиц, которые являются непосредственными исполнителями договора и к которым такие требования предъявляются. Исполнитель вправе самостоятельно определять необходимость задействования лиц, которые могут способствовать ему в получении наилучшего результата. Наличие же требования об обязательном согласовании с заказчиком привлечения третьих лиц налагает на исполнителя чрезмерные, необоснованные ограничения и нарушает его права.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 04 апреля 2025 года №309-ЭС25-2000 по делу №А60-10625/2024, Решение АС Свердловской области от 27 мая 2024 года по делу №А60-10625/2024

Обязанности заказчиков по проверке уровня ответственности участников закупок по 44-ФЗ

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что заказчики по 44-ФЗ в закупках на выполнение строительных работ обязаны проверять наличие соответствующего уровня ответственности у участника закупки (члена СРО) на момент подачи заявок и до заключения договора (контракта) по итогам закупки, и при установлении отсутствия надлежащего уровня ответственности — отклонять заявки по пункту 3 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, т. к. комиссия по осуществлению закупки не проверяет заявку участника закупки на соответствие части 7 статьи 55.13 ГК РФ, а проверяет заявку на соответствие части 3 статьи 55.8 ГК РФ и требованиям извещения о проведении закупки.

Также заказчики должны отклонять участников, если их общий размер контрактов превысил предельный лимит обязательств, установленный для их текущего уровня ответственности СРО на момент подачи заявки в рассматриваемых торгах. При этом победитель закупки, не имеющий соответствующего уровня ответственности в СРО, вправе сделать дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до момента заключения договора (контракта). В силу положений статьи 55.6, частей 5, 6, 8 статьи 55.8, части 3 статьи 55.16 ГК РФ член СРО, не уплативший взнос (дополнительный взнос) в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не вправе заключать договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда (новые договоры) с использованием конкурентных процедур.

Пример: текущий уровень ответственности в СРО у участника позволяет заключать контракты с использованием конкурентных процедур только до 500 млн рублей (2 уровень — пункт 2 части 13 статьи 55.16 ГК РФ), а в ЕИС в реестре контрактов содержится информация об исполнении этим участником пяти контрактов на общую сумму 1 140 млн рублей, что соответствует 3 уровню ответственности (пункт 3 части 13 статьи 55.16 ГК РФ). Поэтому такая заявка подлежит отклонению заказчиком, т. к. участник не внес дополнительный взнос в СРО для увеличения уровня ответственности до 3 уровня.
ВАЖНО!
В силу требований законодательства заказчики должны проверить заявки участников закупки на предмет их соответствия требованиям части 3 статьи 55.8 ГК РФ, соответствующим требованиям извещения о проведении закупки. Сведения о членстве индивидуального предпринимателя или юридического лица в СРО, в том числе о размере взносов в компенсационный фонд, являются публичными и могут быть проверены заказчиками в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах .

Документ: Определение Верховного суда РФ от 03 апреля 2025 года №309-ЭС25-809 по делу №А07-22878/2023, Постановление АС Уральского округа от 25 ноября 2024 года по делу №А07-22878/2023

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.

Комментарии
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Закупочная практика день за днем — колонка Александра Кулакова: ответы по темам
1 вопрос
16 мая 2025
Туристический налог на размещение сотрудников- вахтовиков в хостеле

Обсуждаем, как расчитывается туристический налог на размещение сотрудников- вахтовиков в хостеле.

1 вопрос
60
1 вопрос
14 мая 2025
Как уволить умершего сотрудника без свидетельства о смерти

Обсуждаем, как правильно сделать выплаты и уволить сотрудника, который был мобилизован и погиб.

1 вопрос
229
1 вопрос
30 апреля 2025
Расчет среднего заработка сотрудника при отпуске за свой счет во время командировки

Обсуждаем, как меняется порядок расчета среднего заработка сотрудника при отпуске за свой счет во время командировки.

1 вопрос
900
1 вопрос
30 апреля 2025
Как составить согласие на обработку персональных данных, чтобы оно соответствовало требованиям ФНС по раскрытию налоговой тайны?

Обсуждаем, что включить в согласие на обработку персональных данных, чтобы оно соответствовало требованиям ФНС по раскрытию налоговой тайны.

1 вопрос
1026
1 вопрос
28 апреля 2025
Нюансы оформления безвозмездной аренды помещения для АНО, чтобы избежать налогообложения

Разбираемся, как оформить безвозмездную аренду помещения для АНО, чтобы избежать налогообложения.

1 вопрос
832
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте