Статья 469 ГК РФ. Качество товара

1. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
2. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
3. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
4. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 213-ФЗ)
По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 213-ФЗ)

Что понимается под качеством товара?

В юридическом смысле под качеством понимается такая совокупность свойств товара, которая способна удовлетворить потребности и запросы покупателей этого товара, и которая позволяет ему соответствовать своему назначению и всем предъявляемым требованиям. Согласно ст 469 ГК РФ обязанностью продавца признается предоставление покупателю товара, качество которого соответствует договору. Договор о продаже товара не всегда содержит в себе условие о качестве передаваемой вещи. Если о качестве в соглашении ничего не написано, то по закону товар всё равно должен годиться для тех целей, в которых он обычно используется. По п 2 ст 469 ГК РФ, если, приобретая вещь, гражданин сообщил продавцу цель своей покупки - то для чего он этот товар планирует использовать, то продавец обязан передать вещь, соответствующую этой цели. Качество товара в общем определяется мерой соответствия его требованиям договоров, стандартов и запросам потребителей. Поэтому, когда продавец или поставщик нарушают свою обязанность по предоставлению покупателю качественного товара, соответствующего стандартам либо договору, покупатель вправе не принимать такой товар, требовать его замены, возврата, либо устранения недостатка при возможности.

Может ли товар, не соответствующий ГОСТу, быть качественным?

Исходя из п 4 ст 469 ГК РФ, продавец предоставляет покупателю товар соответствующий обязательным требованиям к качеству. Однако нормы этой статьи прямо не предусматривают возможность признания некачественным товара, не соответствующего этим обязательным требованиям. Что же такое ГОСТ? Аббревиатура расшифровывается как государственный стандарт. Говоря простым языком, это эталон, который при производстве принимается за исходный. Ранее такие стандарты регламентировали производство практически всех товаров - от продуктов до автомобилей. Однако сегодня в своём большинстве ГОСТы уже не носят обязательный характер и применяются добровольно. Они разделены на технические регламенты и стандарты.И в связи с этим разделением стандарты утратили свою обязательность. А вот технические регламенты, после регистрации в Минюсте, имеют силу нормативно-правовых актов. Итак, ГОСТы на сегодняшний день имеют рекомендательный характер, поэтому товар, не соответствующий им, вполне может быть признан качественным. Однако, если товар не соответствует техническому регламенту, то его качество можно признать ненадлежащим. Теоретики разделяют понятия “качества” и “доброкачественности” продукции. Доброкачественной является продукция, соответствующая требованиям технического регламента, стандарта. Качественным же может быть и тот товар, на который не распространяются какие-либо государственные требования. Если же товар не соответствует техническим условиям тогда, когда стандарты к нему применяются, или не соответствует договору, то он будет являться товаром ненадлежащего качества. Если при изготовлении продукции была нарушена технология и товар перестал соответствовать предъявляемым требованиям, установленным на государственном уровне, то на основании признания этой продукции некачественной договор с её продавцом можно расторгнуть.

Может ли организация-покупатель требовать уменьшения покупной цены при обнаружении неустранимого недостатка товара во время его приёмки?

Согласно п 1 ст 469 ГК РФ продавец передаёт покупателю вещь, соответствующую договору по качеству. По п 1 ст 475 ГК РФ , если у товара обнаруживаются недостатки, не оговоренные продавцом заранее, то покупатель имеет право требовать по выбору:

  • соразмерного уменьшения цены;
  • быстрого и бесплатного устранения недостатка;
  • возмещение расходов на самостоятельное устранение недостатка.
Либо, в силу п 2 этой же статьи, если обнаруженный недостаток неустраним либо требует слишком больших затрат для устранения, покупатель может:
  • отказавшись от договора, вернуть деньги;
  • требовать замены товара на качественный.
Требовать замены товара или устранения можно, только если суть договора или вид товара не предполагают иное. Гражданское законодательство построено таким образом, что, если продавец не исполнил обязанность по передаче качественного товара (ст 469 ГК РФ), то у покупателя возникают определенные права. Отказаться от товара или заменить его покупатель может только при существенности недостатка. А вот реализовать права, предусмотренные п 1 ст 475 ГК РФ, покупатель может в любом случае - независимо от того, устраним недостаток товара или нет. Существенность нарушения качества товара не обязывает потребителя реализовывать только те права, которые он имеет в этом случае. Он также может потребовать соразмерно уменьшить цену товара, либо устранить найденный недостаток. Существующая судебная практика подтверждает эти выводы. Право выбора последствий для продавца, передавшего некачественный товар, предоставлено законом именно покупателю. Организация-покупатель вправе требовать соразмерного уменьшения цены товара, обнаружив существенный недостаток при его приемке.