Давно хотели поучаствовать в закупках, но не знали, с чего начать? В первую очередь надо открыть пользовательскую инструкцию и зарегистрироваться в Единой информационной системе. Вас внесут в ЕРУЗ и допустят к торгам. Разбираемся в правилах регистрации.
Навигация
Что такое ЕРУЗ
Это единый реестр — туда включают абсолютно всех участников закупок. Хотите предложить товары, работы, услуги через госзакупки? Это невозможно, пока не зарегистрируйтесь в ЕИС и не попадете в ЕРУЗ.
Кому и зачем регистрироваться в ЕРУЗ
Всем, кто планирует участвовать в госзакупках. Это касается и юрлиц, и предпринимателей, и самозанятых (ч. 5 ст. 24 44-ФЗ).
Какие сведения вносятся в ЕРУЗ
Все зависит от того, кто регистрируется. Если ИП или самозанятый, то для ЕРУЗ указывают:
- ФИО;
- адрес проживания и почтовый адрес;
- электронную почту и телефон;
- ИНН;
- данные удостоверения личности — паспорта или другого документа, а если регистрируется самозанятый или физлицо — нужна отсканированная копия паспорта;
- ОГРНИП, дата регистрации и дата постановки ИП на учет — только для предпринимателей;
- принадлежность к МСП — ИП, надо указать категорию, к которой он относится, то есть к малому или среднему бизнесу;
- выписка из ЕГРИП — предпринимателю надо прикрепить копию;
- принадлежность к плательщикам НПД — только для самозанятых;
- решение суда о признании предпринимателя банкротом и о процедурах реализации его имущества, только если ИП признали банкротом.
Если юрлицо:
- полное название, а также сокращенное, если есть;
- официальный сайт, электронная почта и телефон компании;
- ИНН и КПП;
- ОГРН и дата постановки на учет, а если вы — крупнейший налогоплательщик, то код причины постановки на учет в качестве крупнейшего плательщика;
- название страны и ее цифровой код по ОКСМ;
- адрес нахождения;
- виды экономической деятельности — надо перечислить все ваши коды ОКВЭД;
- принадлежности к МСП и категория бизнеса;
- ФИО, ИНН, паспортные данные руководителя;
- ФИО, ИНН членов коллегиального исполнительного органа, если он есть;
- названия или ФИО, ИНН участников корпоративного юрлица, которые владеют более чем 25 % акций корпоративного юрлица;
- название учредителей унитарного предприятия;
- выписка из ЕГРЮЛ — прикладываем отсканированную копию;
- сведения о единоличном исполнительном органе — юрлице или ИП, если они осуществляют такие полномочия;
- декларация о принадлежности к учреждению или предприятию УИС, если вы относитесь к таким субъектам;
- декларация о принадлежности к организации инвалидов (ч. 2 ст. 29 44-ФЗ), если вы являетесь такой организацией;
- декларация о принадлежности к СОНКО, если вы социально ориентированная НКО;
- сведения о привлечении к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ за взятки: если вас привлекали к ответственности, то понадобятся наименование суда, который назначил административное наказание, номер дела, дата постановления и дата его вступления в силу;
- информация о ликвидации или признании несостоятельным, открытии конкурсного производства, если вы в процессе ликвидации, банкротства или уже ликвидированы;
- допсведения для регистрации обособленного подразделения юридического лица; если у вас есть обособки, то укажите их название, КПП и адрес.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ведется реестр недобросовестных поставщиков. Используйте эти инструкции бесплатно.
Правила регистрации в ЕРУЗ
Соблюдайте порядок, который утвержден постановлением Правительства № 60 от 27.01.2022. Вот базовые правила:
- Сначала надо получить УКЭП — усиленную квалифицированную электронную подпись. Но это не займет много времени и не потребует дополнительных расходов: УКЭП руководителям компаний и предпринимателям сейчас выдают бесплатно в удостоверяющем центре ФНС. Она подходит и для закупок. А вот самозанятому придется получать УКЭП за плату — в коммерческом удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. Список таких УЦ есть на сайте Минцифры. А если вы — иностранец, который хочет участвовать в российских закупках, то сможете использовать ЭП, которую создали в вашей стране. Но только при условии, что подпись признается на территории России (ч. 2 ст. 5 44-ФЗ).
- Следующий шаг — установка УКЭП и всех сертификатов. Для работы с госзакупками понадобится корневой сертификат УЦ ФНС (или коммерческого УЦ), корневой сертификат Казначейства и личный сертификат владельца электронной подписи. Инструкции по установке предоставят в удостоверяющем центре.
- Зарегистрируйтесь, пройдите идентификацию и аутентификацию в ЕСИА. Сможете сделать это через портал Госуслуг.
- Сформируйте сведения и подготовьте документы для ЕРУЗ (п. 12, 13 Правил № 60). Некоторые данные и документы формируются автоматически — они попадают в ЕИС по системе межведомственного взаимодействия.
- Вас зарегистрируют в Единой системе в 00.00 по Москве того дня, который следует за днем публикации регданных. Это бесплатно: платить за ЕИС и ЕРУЗ не надо.
ЕРУЗ ведет Федеральное казначейство. Оно же размещает информацию о новом участнике — максимум в течение одного рабочего дня после того, как зарегистрируетесь в Единой системе. Исключение сделано лишь для участников, которые не регистрируются в ЕИС (ч. 1 ст. 24.2 44-ФЗ). В ЕРУЗ их тоже нет.
Еще вас аккредитуют на всех электронных площадках. Это тоже автоматическая процедура: всё делают операторы ЭТП. Более того, электронные площадки ведут собственные реестры участников — их публикуют на официальной сайте каждой ЭТП. В такие реестры включают (ч. 4.1 ст. 24.2 44-ФЗ):
- название, фирменное наименование компании/ФИО предпринимателя или физлица;
- ИНН;
- дату аккредитации и пр.
Как ИП зарегистрироваться в ЕРУЗ: пошаговая инструкция
Вы подготовились к регистрации — сделали УКЭП, установили ее на рабочий компьютер, идентифицировались в ЕСИА. Осталось только попасть в ЕРУЗ. Вот инструкция, как это сделать:
Шаг 1. Нам нужен официальный сайт Единой системы — личный кабинет участника торгов.
Заходим в личный кабинет участника закупок
Шаг 2. При входе в ЛК система покажет базовые условия для работы. Настройте рабочий ПК. Установочный файл КриптоПро скачайте прямо из Единой системы — в разделе для настройки рабочего места.
Настраиваем ПК для работы в ЕИС
Шаг 3. Поскольку раньше в Единой системе вы не работали, вас нет и в ЕРУЗ. Когда система не находит пользователя, она предлагает ему зарегистрироваться.
Проходим во вкладку регистрации
Шаг 4. Первичная аутентификация проходит через ЕСИА. Надо ввести логин/пароль для Госуслуг.
Заходим в свой аккаунт на Госуслугах
Шаг 5. Если все нормально — вы уже прошли аутентификацию и подтвердили аккаунт, то Госуслуги подтвердят вход пользователя в Единую систему. Вставьте в ПК токен с электронной подписью и приступайте к регистрации в реестре участников закупок.
Подключаем электронную подпись и начинаем регистрацию в ЕИС
Шаг 6. Надо выбрать пользователя. Нам нужна регистрация ИП и физлиц.
Проходим во вкладку регистрации ИП и физлиц
Шаг 7. Теперь выберите, кого из идентифицированных ИП надо включить в реестр участников.
Выбираем участника закупок
Шаг 8. Заполните простую регистрационную форму. Большая часть сведений в Единой системе уже есть. Проверьте включенную информацию и укажите остальные сведения во всех полях со звездочкой. Учтите, что в реестре участников необходимо зарегистрировать не только предпринимателя, но и его представителей. К примеру, если ИП планирует передать процесс госзаказа специалисту по закупкам. Если предприниматель сам ведет закупочный процесс, то представителей регистрировать не надо.
Заполняем регистрационную форму в ЕРУЗ для ИП
Шаг 9. Как только нажмете «Зарегистрировать», система предложит проверить информацию. После подписания и размещения вы попадете в ЕРУЗ.
Подписываем сведения, регистрируемся в ЕРУЗ и начинаем закупки
Как юрлицу зарегистрироваться в ЕРУЗ: пошаговая инструкция
Первые шаги для организации аналогичны — установка ИП, настройка компьютера, аутентификация через Госуслуги. Как только подтвердите пользовательский аккаунт в ЕСИА, приступайте к регистрации в Единой системе и ЕРУЗ.
Сначала выберите организацию, которую надо включить в ЕРУЗ.
Теперь заполните регистрационную форму. Уполномоченное лицо организации-заказчика — руководитель. Вместе с ним надо указать и всех представителей компании, которые займутся закупками. Заполните все поля с красной звездочкой.
Нажмите «Зарегистрировать», проверьте и, если все в порядке, опубликуйте информацию. В течение следующего рабочего дня казначеи включат компанию в ЕРУЗ. Вы сможете приступить к закупкам.
Как работать с ЕРУЗ
Особых правил для работы в ЕРУЗ нет. Ключевая задача — зарегистрироваться в Единой системе. Дальше сведения автоматически попадут в ЕРУЗ, и заказчик сможет проверить поставщика.
Поскольку ЕРУЗ ведется в закрытой части, то заходите в него только из личного кабинета. Заказчику надо ввести название или ИНН поставщика и посмотреть нужную информацию.
Еще по теме: