Режим самозанятости направлен на максимально простое ведение предпринимательской деятельности теми, кто зарегистрировался в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД). Это касается и расчетов самозанятого с клиентами. Разберемся, нужна ли онлайн-касса самозанятому.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Самозанятым не обязательно иметь кассу для работы.
- Онлайн-касса нужна, если доход превысил 2,4 млн рублей, наняты сотрудники или деятельность не подходит под НПД.
- Вместо кассы самозанятые выдают чеки через приложение «Мой налог».
- Чеки необходимо выдавать всем клиентам: физическим лицам, ИП или компаниям.
- После платежа самозанятый должен сразу же предоставить клиенту чек на бумаге или в электронном виде.
Обязан ли самозанятый иметь кассу
Нет, не обязан. Как следует из положений п. 2.2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003, плательщики налога на профессиональный доход при ведении деятельности не применяют контрольно-кассовую технику.
Но в ряде случаев самозанятому придется использовать онлайн-кассу. Эта необходимость возникнет в следующих ситуациях:
- общегодовой доход от самозанятости превысит 2,4 млн руб.;
- прием на работу сотрудников по трудовому договору;
- занятие видами деятельности, при которых не применяется НПД.
При возникновении таких случаев самозанятый снимается с учета как плательщик НПД самостоятельно либо автоматически налоговой инспекцией. Потребуется регистрация в качестве ИП либо учреждение ООО с приобретением ККТ.
Советуем прочитать: все о самозанятости
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие покупки у физлиц требуют применения ККТ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Нужна ли касса самозанятому ИП
Некоторые индивидуальные предприниматели регистрируются в качестве плательщиков НПД, сохраняя статус ИП. Для них не установлено каких-либо ограничений, поэтому они, как и при самозанятости без статуса ИП, не обязаны применять при осуществлении предпринимательской деятельности онлайн-кассу.
Но некоторые ИП, регистрирующие самозанятость, имеют ККТ, которые применяли ранее.
Ко мне обратился клиент, который ранее вел предпринимательскую деятельность в качестве ИП и решил перейти на НПД. Он хотел проконсультироваться, что ему делать с имеющейся ККТ и нужно ли снимать ее с учета в ФНС. Т. к. ИП не исключал, что в будущем будет вести деятельность, не подпадающую под НПД, я разъяснила ему, что снимать ККТ с учета в ФНС не требуется. Это необходимо сделать в случае, если ИП захочет ее продать.
Что использует самозанятый вместо кассы
В силу положений п. 1 ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ от 27.11.2018, самозанятые обязаны выдавать клиентам чеки. Чеки формируются через приложение «Мой налог».
Может пригодиться: как оформить самозанятость через «Мой налог»
При формировании чека необходимо указать следующие данные:
- основания выдачи (например, услуги самозанятого);
- категорию плательщика (физическое лицо или организация);
- данные плательщика (например, ИНН и наименование юрлица);
- дату платежа;
- сумму поступления.
После формирования чеку присваивается индивидуальный номер и QR-код. Информация о поступившем платеже поступает в ФНС, которая учитывает сумму в доход плательщика НПД.
Чек выдается сразу после оплаты товаров, работ или услуг наличными деньгами или электронными платежными средствами. К электронным платежным средствам относятся:
- оплата банковской картой или через интернет-банк (например, Сбербанк Онлайн);
- электронными кошельками (например, ЮМани);
- с помощью платежных приложений (например, СамсунгПэй).
Сроки выдачи чека зависят от способов оплаты:
- в момент расчета — при оплате наличными или электронными платежными средствами;
- на позднее 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором перечислены денежные средства, — при других формах безналичных расчетов.
После формирования чека самозанятый передает его клиенту одним из следующих способов:
- распечатывает и передает на бумажном носителе;
- отправляет в электронном виде;
- предоставляет возможность считать QR-код.
Подробнее: как выглядит чек от самозанятого
Часто задаваемые вопросы
-
Требуется ли плательщику НПД применять при ведении деятельности онлайн-кассу?
Нет, не требуется.
-
Должен ли ИП, который зарегистрирован в качестве плательщика НПД, применять онлайн-кассу?
Нет, не должен, несмотря на имеющийся статус ИП.
-
Что используется вместо онлайн-кассы при ведении самозанятости?
Плательщик НПД обязан при поступлении оплаты за продаваемые товары, оказываемые работы, услуги формировать чеки через приложение «Мой налог».