Рейтинг@Mail.ru

Чек от самозанятого: когда и как оформить

Размер шрифта:

Чек от самозанятого — это фискальный документ, подтверждающий получение платежа от клиента и дохода плательщиком НПД.

Когда самозанятый обязан выдать чек

По законодательству, касса самозанятому не нужна, ее функцию выполняет сервис «Мой налог». Глава 14 ФЗ № 422 четко определяет, обязательно ли отправлять чек самозанятому своим клиентам (заказчикам). В соответствии с законом, вовремя сформировать и передать его получателю услуг по предложенному алгоритму — главная обязанность плательщика НПД.

Подробнее: нужна ли самозанятому онлайн-касса

Выдают фискальный документ (ФД) как физическому лицу, так и юридическому. Само исполнение обязанности, время, когда самозанятый должен выбить чек юридическому лицу или гражданину, не зависит от организационно-правовой формы контрагента — п. 1 ст. 14 422-ФЗ. При наличном расчете или расчетах с помощью электронных средств платежа чек самозанятого формируют в момент оплаты.

ВАЖНО!

Электронные средства платежа — это безналичный перевод денег через операторов по удостоверенному распоряжению их владельца с применением специальных технических устройств или программного обеспечения. Таких средств платежа несколько:

  • банковская карта — дебетовая или кредитная;
  • «Клиент-банк» — ПО, устанавливаемое на ПК или мобильное устройство пользователя;
  • платежные системы — Яндекс.Деньги, WebMoney.

При иных видах безналичных расчетов — подтверждение об оплате услуги выдается в интервале до 9-го числа следующего за отчетным месяца. Как это работает и как самозанятый выдает чек на практике:

  • если плательщик НПД контактирует с покупателем напрямую — подтверждение передается непосредственно при расчете;
  • если продажа происходит заочно и безналично — не позже 9-го числа.

Дополнительные нюанс, который следует помнить плательщику НПД:

  • в мобильном сервисе «самозанятый» указывает фактическую дату осуществления безналичного расчета, даже если такая дата уже прошла;
  • расчет включается в сумму платежа в следующем налоговом периоде.

Сроки выдачи ФД регулируются ч. 3 ст. 14 422-ФЗ и п. 3 ст. 1 425-ФЗ.

Какие данные содержатся в чеке самозанятого

Подтверждение оплаты всегда формируется через сервис для самозанятых (мобильную или веб-версию), оператора электронной площадки или банк. Реестр таких операторов и кредитных организаций ФНС ведет самостоятельно. Невозможно сформировать и передать ФД, не заполнив всех его реквизитов. Пункт 6 ст. 14 422-ФЗ содержит исчерпывающий их перечень, который определяет, как выглядит чек самозанятого для юридических лиц и граждан, сформированный в сервисе для плательщиков НПД.

Данные о контрагентах плательщика НПД вносятся автоматически. Система запоминает и предоставляет их на выбор для внесения в новую продажу:

  • название постоянного контрагента — юрлица или ИП;
  • его ИНН;
  • данные договора ГПХ;
  • формулировку назначения платежа.

На практике бывают случаи, что ИП или ООО не сообщают регистрационные данные, как сформировать чек самозанятому в приложении «Мой налог» в таком случае? Чтобы такие ситуации не происходили, заключите договор заранее. Но решение есть и для случая, когда информацию выяснить не удалось, ФД самозанятого готовится без ИНН — при создании вместо него выбирается «Иностранная компания». Поле для ввода ИНН пропадет. Ставка налогообложения не изменится — 6%.

ВАЖНО!
При работе с плательщиками НПД, ООО или ИП заключают договор ГПХ, подписывают акт выполненных работ.

Из сути договора понятно, что писать в чеке самозанятому при оказании услуг или выполнении работ. В описании новой продажи самозанятым рекомендуется указывать, по какому договору и за какие услуги (работы) поступили средства. Например, «Оплата по договору № 123 от 01.12.2021 за проверку 10 отчетов».

ВАЖНО!
Никаких других обязательных документов в «обороте» самозанятого не используется, не применяется товарный чек от самозанятого, счет-фактура и пр.

Как сформировать чек и передать клиенту

Интерфейс сервиса для самозанятых очень прост в использовании. Пропустить необходимые данные невозможно — не удастся перейти к следующему шагу.

Вот образец, как выглядит чек от самозанятого для ООО и индивидуальных предпринимателей. Он отличается от выдаваемого физлицам.

Если клиентом является гражданин, процедура и данные для подготовки чека самозанятым отличаются. Это связано с применением иной ставки налогообложения — 4%. Коротко о том, как оформить чек самозанятому для физических лиц:

  • Ф.И.О. и ИНН не вводятся;
  • описывается услуга и ее стоимость.

Сформированный самозанятым отчет отправляют контрагенту любым удобным способом (п. 5 ст. 14 422-ФЗ):

  • на бумажном носителе — распечатывается на любом печатном устройстве;
  • в электронной форме.

Варианты передачи предложит интерфейс.

В электронной форме ФД направляется следующими способами:

  • направляется покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты;
  • путем считывания компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) контрагента QR-кода, содержащийся на ФД.

Как аннулировать

Изменяют (аннулируют) сгенерированный ФД по закону только в 2 случаях:

  • при возврате денег клиентом;
  • при некорректном вводе данных в сервис «Мой налог».

В первом ФД удаляется, во втором — создается новый с прежней датой.

Что будет, если самозанятый не сформирует чек

Ответственность самозанятого за невыдачу отчета о поступлении средств наступает как за уклонение от уплаты налогов. За первое нарушение штрафуют на 20% от суммы платежа, за повторное в течение 6 месяцев — на 100% (ст. 129.13 НК РФ).

Закон предусмотрел и возможность сбоя в работе сервиса для плательщиков НПД. В этом случае, согласно п. 9 ст. 3 закона 422-ФЗ, чек формируют и выдают в течение суток после устранения сбоя. За это самозанятых не штрафуют.

По теме: 6 плюсов и 6 минусов самозанятости в 1 минуте видео

  • 2021-12-02 15:29:43
    Часто спрашивают, что будет, если аннулировать чек в приложении? Созданные и аннулированные прошедшим периодом чеки учитываются при расчете НПД. Отдельное уведомление об уменьшении налога в связи с аннулированием вам не пришлют. Следите и проверяйте сами, особенно если аннулированная сумма не мала. В случае ошибки обращайтесь в налоговую.
Оставить комментарий Распечатать
Дмитриева Наталья Предприниматель, проектный менеджер, консультант профессионального и личностного роста

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте